ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
Александр Михайлович Тарасов родился 9 мая 1911 года в г. Саратове в семье рабочего. Прадед и дед в начале трудовой деятельности были бурлаками – отсюда широта волжской натуры, богатырская сила династии Тарасовых.
На берегу Волги прошло детство, школьные годы А.М. Тарасова. Его отличали любовь к технике, математике, физике, химии. Во время каникул плавал в качестве судового механика.
Передовыми отраслями в то время были авиация, авто- и тракторостроение, строились заводы-гиганты. Увлеченная молодежь стремилась пойти работать в эти отрасти, что и привело А.М. Тарасова в Московский Механический Институт им. М.В.Ломоносова (впоследствии Московский Автомеханический Институт или МАМИ).
В то время в институте преподавали и занимались воспитательной работой видные ученые-академики Е.А. Чудаков, Н.Н. Семенов – лауреат Нобелевской премии, профессора Д.К. Карельских, Е.Д. Львов, В.О. Гордон, С.Б. Стечкин. Студенты становились такими выдающимися руководителями, как зам. председателя Совмина В.Н. Новиков, 1-ый зам. министра Внешторга И.Ф. Семичастный, председатель Совнархоза, профессор В.А. Каргаполов и другие выдающиеся личности, жизненные пути которых пересекаются.
Студент А.М. Тарасов активно участвует в научной работе на кафедрах, посещает театры, концерты, музеи. После окончания МАМИ А.М. Тарасов направляется на Горьковский автомобильный завод, который лихорадит из-за комплектующих – их количества и качества.
Руководством принято решение послать на заводы-поставщики для наведения порядка талантливых, энергичных работников ГАЗа. На самый трудный завод – карбюраторный – направляют А.М. Тарасова, где он руководит конструкторским отделом, экспериментальным цехом, техническим управлением, и становится главным инженером.
Завод приведен в порядок и А.М. Тарасова посылают на развалины его филиала в Москве. Он выводится на проектные показатели и А.М. Тарасова направляют главным инженером на другой отстающий завод – мотоциклетный. Трудности с организацией производства автомобилей «Москвич» на КИМе – впоследствии «Ленинского комсомола» – и А.М. Тарасов – главный инженер завода.
Репарациями для этого завода занимается один из руководителей Комиссии по репарациям – институтский товарищ Тарасова И.Ф. Семичастный.
Как отметил тогда с юмором министр Минавтотракторопрома С.А. Акопов: в кусте этого министерства в Москве отстающих заводов не осталось, и А.М. Тарасова направляют директором на самый запущенный тракторный завод – Алтайский. Завод заработал – и А.М. Тарасов становится директором Минского Тракторного Завода. Собственно – это не завод, а стройка – горелый кирпич от остатков авиазавода. Не хватает стройматериалов, «Белтракторострой» срывает графики сдачи объектов, рабочие – неграмотные из Западной Белоруссии, пленные немцы и венгры, арестанты с зоны. В проекте – ошибки, несуразицы. Для исправления этого – работа по 14-16 часов в сутки.
Как опытный хирург, он вырезает больные части, приводит в порядок литейные цеха, по ходу устраняются дефекты проекта, создается мощное КБ с опытной базой. Трудности с питанием – появляется база с привлечением колхозов и совхоза.
14 октября 1953 года – новая эра. Начат выпуск колесных тракторов в Белоруссии. Директор А.М. Тарасов радостно сообщает о заказе на тракторы для испытаний в Аргентине. Затем поставки тракторов в Бирму, Индию, Иран, Афганистан, Египет. Концепция директора А.М. Тарасова – основное внимание на экспорт. Создается специалистами служба по экспорту, подразделения в различных службах. Тракторы начинают поставляться и в европейские страны.
В 1958 году А.М. Тарасова назначают председателем Белорусского совнархоза. Проводится реконструкция промышленности – создаются моторный завод, завод самосвалов, завод дорожных машин, подшипниковый завод, шинный завод и другие. Организуется добыча минеральных удобрений.
В 1963 году – А.М. Тарасов – зам. председателя Высшего Совета народного хозяйства СССР.
В 1965 году А.М. Тарасова назначают Министром автомобильной промышленности. Разделение на два министерства – автомобильное и тракторное рождается при участии А.М. Тарасова, его идеология – министр должен быть специалистом в отрасли.
Новая выстраданная концепция – завод-комбинат ВАЗ. Все новое – от грунтовки, краски, стекла, комплектующих. Контракт несколько раз переделывается, уточняется. Гигантская работа – фото, обошедшее газеты мира – стоит заказчик, исполнитель – ведущий концерн Италии ФИАТ. Подписывает 1-ый зам. министра Внешней торговли – студенческий друг А.М. Тарасова И.Ф. Семичастный.
Новый этап, с учетом опыта ВАЗа, новая доктрина – КАМАЗ. Конструкция – отечественная. Новые конструктивные технологические и организационные решения. Модернизируются и создаются новые заводы-поставщики.
Требования поставлять на экспорт – сопротивление иностранных конкурентов и своих, отечественных врагов экспорта.
Деятельность Александра Михайловича отличается незаурядной смелостью – соглашаться на руководство разваленных заводов – Куйбышевского карбюраторного, Алтайского тракторного, Московского малолитражных автомобилей, в конвульсиях осваивающего немецкий автомобиль, мотоциклетного, Минского тракторного, лежащего в развалинах и неразберихе стройки. Смелое решение по выделению Минского моторного и Завода большегрузных самосвалов, поставки на испытания в Аргентину МТЗ-2 из первой тысячи, из двадцать четвертой тысячи – на экспорт в Индию и Египет, согласие на испытание трактора МТЗ в Небраске – «логове империалистического тигра», повышение скорости МТЗ-2 в 2,5 раза, сокращение времени обкатки в 4 раза, поставка большегрузных самосвалов Белаз, во Францию, борьба с Минторгом, поставившим городок ларьков с водкой у проходной завода и строительство собственной поликлиники, стадиона и Дворца Культуры.
Он не боялся снять прямо на оперативке бракодела и срывающего регулярно задания начальника цеха. Не чуждался заступаться за рабочего, обвиненного в троцкизме, и инженера, в бытность на фронте исключенного из партии и уволенного с лишением орденов и звания, работников завода, признанных невыездными из-за пребывания в оккупации.
Александр Михайлович Тарасов прекрасно знал литературу и историю, репертуар московских театров и мифологию, его образный богатый русский язык, услышанный на совещаниях, годами использовался работниками завода. Он тепло принимал преподавателей и учителей на заводах – профессоров Д.К. Карельских, Е.Н. Фирсанову и академика С.Б. Стечкина.
Богатырского здоровья, энергетического потенциала для такой колоссальной работы мало.
В отечестве и находятся теплые слова, обращенные к гениальному яркому человеку. Как всегда после его смерти.
«27 июня 1975 года после тяжелой болезни на 65 году жизни скончался видный организатор советского машиностроения, кандидат в члены ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР, министр автомобильной промышленности СССР Александр Михайлович Тарасов. С кончиной А.М. Тарасова промышленность понесла тяжелую утрату.
Обладая разносторонними знаниями и богатым опытом, А.М. Тарасов внес большой вклад в развитие отечественного машиностроения. Он принимал непосредственное участие в разработке и осуществлении проектов по расширению действующих и строительству новых заводов отрасли. Под его руководством автомобильная промышленность страны добилась значительных успехов и превратилась в одну из ведущих отраслей промышленности. На всех постах государственной деятельности, которые ему поручала партия, А.М. Тарасов проявлял большие организаторские способности, принципиальность и требовательность, которые сочетались у него с чуткостью и внимательным отношением к людям.
Светлая память об Александре Михайловиче Тарасове, верном сыне Коммунистической партии, преданно служившем всю свою жизнь социалистической Родине, навсегда сохранится в наших сердцах.»
Некролог подписали: Л.И. Брежнев, Ю.В. Антропов, А.Н. Косыгин, А.А. Гречко, М.А. Суслов и коллеги – всего 61 подпись.
Источник: Хрулькевич О.А., Заместитель генерального директора ОАО «ФИИЦ М» ГК «Ростехнологии»,
доклад на 20-й Международной автомобильной конференции, 14 декабря 2011г.