ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
ПРОИЗВОДСТВО АВТОМОБИЛЬНОЙ, ТРАКТОРНОЙ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ В РОССИИ
в первой половине 2010 года.
По итогам января-июня 2010 года рост объёма производства автомобилей составил 165,3 % (564 590 ед.) по отношению к тому же периоду 2009 года (341 455 ед.).
Напомним, что в "успешном" 2008 году, за 1 полугодие было выпущено 903 456 тыс. автомобилей.
Производство легковых автомобилей в 1 полугодии 2010 года составило 489 076 ед., что на 68,7 % больше по отношению к 6 месяцем 2009 году (289 993 ед.).
Анализируя производство легковых автомобилей по сегментам, отметим, что производство отечественных моделей за 6 месяцев 2010 года составило 153,3% (228 878 ед.) по отношению к этому же периоду 2009 года (149 314 ед.). Производство автомобилей иностранных брендов составило 185,0 % (260 198 ед.) по отношению к 2009 году (140 679 ед.). Выпуск иномарок в режиме промышленной сборки в 1 полугодии 2010 года составил 181 581 ед., это 180,6 % по отношению к 1 полугодию 2009 года (100 571 ед.).
В целом, с конца первого квартала наблюдается положительная динамика производства, благодаря таким факторам, как общий рост рынка, господдержка, пошлины.
Однако высокие цифры в основном обеспечиваются за счет продукции таких производителей как "АвтоВАЗ" - 217 640 тыс. ед., "VW" - 55 696 тыс.ед., "Автотор" - 61 662 тыс. ед., "Автофрамос" - 40 010 тыс. ед. и "Ford" - 36 941 тыс. ед.
Производство грузовых автомобилей в России за 1 полугодие 2010 года составило 59 223 ед., или 152,2 % по отношению к 2009 году (38 920 ед.). Среди них, автомобилей отечественных марок было выпущено 53 336 ед. (36 316 ед. в 2009 году), иностранных марок 5 887 ед. (2 604 ед. за 6 месяцев 2009 года).
Основной рост произошёл за счет таких предприятий как "ГАЗ" - 25 607 тыс.ед., "КАМАЗ" - 14 739 тыс. ед. и Группе "Соллерс" - 10 814 тыс. ед.
Отметим, что "большая тройка" совокупно выпустила 51 160 тыс. грузовых автомобилей.
Производство автобусов в 1 полугодии 2010 года составило 16 539 ед., это 130,2 % по отношению к 1 полугодию 2009 года, в котором было выпущено 12 702 тыс. ед.
В целом, рост произошёл за счет продукции компаний, которые входят в Группу "ГАЗ" - 9 166 тыс. ед. и в Группу "Соллерс" – 5 726 тыс. ед.
Производство троллейбусов за этот период упало на 44,2 % и составляет 158 ед. в 2010 году, против 283 ед. в 2009 году.
Основное производство налажено на заводах "ТролЗА" - 74 ед., (149 ед. в 2009 году) и "Башкирский троллейбусный завод" - 70 ед. (31 ед. в 2009 году).
Производство тракторов за 1 полугодие 2010 года по отношению к 1 полугодию 2009 года сократилось на 17,3 % до 4 214 тыс. ед. против 5 098 тыс. ед. годом раннее.
Выросло производство тракторов иностранных моделей с 2 589 ед. в 1 полугодии 2009 года до 3 087 ед. в 1 полугодии 2010 года (+ 19,2 %).
Производство комбайнов в 1 полугодии 2010 года составило 3 096 ед. против 5 201 ед. в первом полугодии 2009 года (- 40,5%).
АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК РОССИИ
в первой половине 2010 года
Отмеченная на российском автомобильном рынке, начиная с марта 2010 года, положительная тенденция получила дальнейшее развитие во втором квартале. В апреле, мае и июне результаты месячных продаж легковых автомобилей показали рост в годовом исчислении. Правда, при счете нарастающим итогом с начала года, в апреле и мае продолжалось пока падение продаж легковых автомобилей, однако темп падения резко замедлился, а по результатам 6 месяцев он, наконец, сменил знак с минуса на плюс. Прирост продаж по сравнению с первым полугодием 2009 года составил +1,1%. В секторах коммерческих автомобилей итоговые (с начала года) объемы продаж росли подряд последние четыре месяца по грузовикам и пять месяцев по автобусам. К концу первого полугодия темп прироста продаж грузовиков стабилизировался на уровне +62%, а автобусов – на уровне +46%.
Рынок легковых автомобилей
Июнь был четвертым месяцем действия государственной программы утилизации старых автомобилей, которая весьма результативно повлияла на продажи. Общий объем продаж легковых автомобилей в январе-июне 2010 года составил 752,8 тыс. ед., или на 1,1% выше результата первой половины прошлого года. Расхождение отмеченного значения темпа прироста с данными других аналитиков (в частности, АЕБ) обусловлено различиями в методике обсчета рынка. Во-первых, АСМ‑холдинг учитывает в составе первичного рынка сегмент подержанного импорта; и, во-вторых, мы относим легкие коммерческие автомобили к категориям грузовиков и автобусов, избегая суммирования «Жигулей» с «Газелями».
Сравнение структуры рынка легковых автомобилей по их происхождению за первые 6 месяцев 2010 и 2009 годов позволяет выявить следующие изменения, произошедшие в течение года. Прежде всего, это существенный рост продаж отечественных моделей и, особенно, иномарок российской сборки (подпадающих под действие утилизационной программы) при заметном сокращении импорта – как нового, так и подержанного.
Продажи импортированных новых иномарок сократились в 1,5 раза до 253,4 тыс. ед., а их доля на рынке сузилась с 52,3% до 33,7%. На подержанный импорт пришлось всего лишь 0,5% рынка против 1,5% годом ранее. Суммарные продажи всех новых легковых автомобилей составили 748,8 тыс. машин, увеличившись на 2,0%.
Продажи отечественных моделей составили 238,3 тыс. ед., превысив на 20% уровень продаж годичной давности (198,7 тыс. ед.), при этом их рыночная доля увеличилась на 5 процентных пунктов до 31,7%. Внушительный рост, на 77,1%, отмечен в сегменте иномарок российской сборки, объем продаж которых составил 257,1 тыс. машин (против 145,2 тыс. ед. в январе-июне 2009 года), а их рыночная доля увеличилась с 19,5% до 34,1%. Совокупная доля автомобилей, собранных в России (отечественных и иномарок) составила 65,8% рынка против 46,2% в январе-июне 2009 года.
В целом, объем продаж легковых автомобилей за первое полугодие 2010 года соответствует ровно половине прогнозированного нами годового объема продаж (1,50 млн. ед.). С учетом фактической динамики развития рынка, текущий прогноз рынка на 2010 год может быть скорректирован до 1,60 млн. легковых автомобилей.
Рынок грузовых автомобилей
Начавшееся в марте 2010 года восстановление рынка грузовых автомобилей России успешно продолжилось во втором квартале. За первое полугодие продано 78,29 тыс. грузовиков, что соответствует приросту в годовом исчислении на 62,5% (против темпа +26,8% по итогам первого квартала, +41,6% за 4 месяца и +62,2% за 5 месяцев).
Абсолютный рост продаж имел место во всех сегментах рынка, кроме подержанного импорта. Продажи отечественных грузовиков увеличились с 31,37 тыс. до 47,75 тыс. машин, однако их рыночная доля сократилась на 4,1 пункта до 61,0% в связи с опережающим ростом продаж в сегментах нового импорта и «российских иномарок». Продажи импортированных новых иномарок выросли более чем в 2 раза до 19,69 тыс. ед., а их доля на рынке увеличилась с 19,8% до 25,2%. Существенно возросли продажи «российских иномарок» - как в абсолютных величинах (с 1,70 тыс. ед. до 6,19 тыс. ед.), так и в долевом отношении (с 3,5% до 7,9% рынка). Продажи импортированных подержанных машин сократились на 16,2% до 4,66 тыс. ед., а их доля на рынке сузилась с 11,6% до 5,9%.
Темп восстановления рынка грузовых автомобилей превосходит наш прогноз, сделанный в январе, что дает основание скорректировать прогнозируемый на 2010 год объем продаж грузовиков в сторону его увеличения со 130 тыс. ед. до 160 тыс. ед.
Рынок автобусов
Автобусный сектор российского автомобильного рынка, первым испытавший на себе воздействие экономического кризиса, на протяжении последних пяти месяцев, начиная с февраля, ускоряющимися темпами выходит из состояния рецессии. Темп прироста продаж автобусов с начала 2010 года, по отношению к соответствующему периоду 2009 года, составил в феврале +16,6%, в марте +25%, в апреле +39,8%, в мае поднялся до +46,8% и несколько опустился в июне до отметки +45,9%. Всего на российском рынке в январе-июне 2010 года было продано 17 788 автобусов против 12 193 ед. годом ранее. Рост продаж зафиксирован в разной степени во всех сегментах рынка.
Продажи продукции отечественных автобусных заводов выросли на 35,5% до 13 239 ед., однако их рыночная доля сократилась с 80,1% до 74,4%. Ограниченные возможности удовлетворения растущего спроса за счет отечественных автобусов дали импульс росту импорта. Если год тому назад объемы импорта полностью перекрывались экспортом новых автобусов, то по итогам первой половины 2010 года внешнеторговый баланс по автобусам оказался заметно нарушенным в пользу импорта. При сохранении полугодового объема экспорта на уровне 1,1 тыс. автобусов новый импорт увеличился в 2,6 раза до 2021 автобуса с увеличением рыночной доли этого сегмента с 6,4% до 11,4%. Подержанный импорт также вырос (с 277 до 437 ед.), хотя его доля осталась на весьма незначительном уровне (2,4%). В сегменте «российских иномарок», благодаря наращиванию производства микроавтобусов Fiat Ducato в Елабуге, отмечен рост продаж на 53,1% до 2091 автобуса, а опережение совокупного темпа роста автобусного рынка позволило увеличить рыночную долю этого сегмента на 0,6 пункта до 11,8%.
В целом, развитие рынка автобусов идет по прогнозированному нами сценарию, и сделанный в январе прогноз продаж на 2010 год (38,8 тыс. автобусов) не нуждается в корректировке.