ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
Автомобильная промышленность при правильном подходе может стать флагманом всей российской промышленности. Автомобильный рынок России является одним из крупнейших рынков Европы, занимает уверенно 3-е место. Эта отрасль может потреблять около 20-25% выпускаемого металла в Российской Федерации, около 30% пластмассы, 50% изделий шинной промышленности, но это при условии, что процессом преобразования отрасли будут заниматься компетентные организаторы производства.
Кризис 1998 года показал, что автомобильная отрасль в состоянии была восстановиться практически за 2 года. Но в России, начиная с 2000 года, практически не занимались производством не только в автомобильной промышленности, но и в других отраслях, имея при этом большие материальные ресурсы. Ставка была сделана на рынок - он все решит, что не производим сами, то купим за ресурс (нефтедоллары).
На базе этой эйфории было заключено Постановление Правительства РФ от 29 марта 2005 г. №166, которое явилось причиной развала всей промышленности, так как по этой схеме запустили практически все отрасли.
Постановление преследовало одну цель - затянуть иностранные компании любой ценой за счет предоставления больших льгот, что из этого вышло можно посмотреть в таблице №1.
Таблица № 1. Экспорт и импорт со странами дальнего зарубежья с 2005 по 2013 гг.*
2000 год |
2005 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
||||||
Экспорт |
Импорт |
Экспорт |
Импорт |
Экспорт |
Импорт |
Экспорт |
Импорт |
Экспорт |
Импорт |
|
Калужская область |
59,9 |
88,6 |
86,2 |
301,1 |
136,4 |
5892,2 |
183,9 |
7896,3 |
148,7 |
8233,8 |
Калининград, |
432,3 |
764,3 |
789,4 |
3704,5 |
566,0 |
7787,4 |
1193,9 |
10259,0 |
1766,1 |
11987,7 |
Санкт-Петербург |
2404,0 |
2366,4 |
4325,4 |
9822,9 |
10709,8 |
24108,0 |
19461,4 |
32225,0 |
1933,03 |
35249,1 |
*Российский статистический ежегодник за 2007 – 2013 годы, ФСГС
В целом, в России по всем отраслям с 2000 года по 2012 год экспорт со странами дальнего зарубежья увеличился в 5 раз с 89 269 млрд. $ до 447 277 млрд. $, а импорт увеличился в 12 раз (с 22 276 млрд. $ до 272508 млрд. $).
Специалисты компании «АСМ-холдинг», просчитав первые 5 проектов «промышленной сборки» автомобилей, пришли к выводу, что при приходе иностранных компаний им предоставили льгот на 5,2 млрд.$ (инфраструктура, снижение налогов и другие преференции), а они вложили 2,6 млрд. $, но это в основном было сделано за счет связанных кредитов, так как все оборудование они приобретали за пределами Российской Федерации.
Основной ошибкой 166-го постановления было то, что дали льготы при производстве автомобилей в объеме всего 25,0 тыс. шт. не при выпуске 300,0 тыс. шт., как должно быть для создания полноценного производства. Видимо это кому- то было очень нужно (имело место лоббирование интересов отдельных собственников автозаводов).
Создание заводов на 300,0 тыс. шт. позволило бы сохранить российских конструкторов, технологов, литейщиков и других специалистов, а логистика поставок не позволила бы все ввозить из-за пределов России, стали бы появляться конструкторские бюро, дизайн студии и другие, смежные с автомобильной промышленностью структуры.
Губернаторы, которые взялись за это (промышленную сборку), не думали о локализации производства, которую было невозможно сделать при тех объемах, которые были прописаны в 166-м Постановлении - 25 тыс. в легковом автомобилестроении и непродуманных льготах. Специалисты АСМ-холдинг, еще тогда предупреждали, к чему это может привести.
Думаю, что сегодня это одна из серьезных проблем и ею необходимо заняться на уровне Правительства, а может и Президента РФ. Губернаторы должны отвечать за локализацию производства и стремиться, чтобы экспорт рос в областях более высокими темпами, чем импорт. Именно на таких Губернаторов и руководителей республик сегодня необходимо ориентироваться. Это показано на примере автомобильной промышленности, но это характерно и для других отраслей. Неплохо бы всерьез позаниматься производством и Министерству промышленности и торговли! (Принятые концепции развития автомобильной промышленности совсем не уделяют внимания развитию и организации производства компонентов с учетом импортозамещения).
Сегодня Россия попала в ловушку, которую нам обеспечили высокоэффективные менеджеры - чем мы больше поддерживаем нашу виртуальную промышленность, основанную на «промышленной сборке», особенно это касается автомобильной промышленности, тем больше валюты уходит за пределы России, ослабляя рубль и пока мы этого не поймем, у нас не будет никакой промышленности.
По оценке специалистов компании «АСМ-холдинг» за 2012 год отрицательный баланс по экспортно-импортным операциям продукции автомобильной промышленности в России составил 102 млрд.$, а в Германии за этот же период этот баланс положительный и составляет около 93 млрд. евро. В Германии на экспорт продают дорогие автомобили, а для себя покупают более дешевые. Это правильное международное разделение труда, приносящее большие доходы в бюджет страны.
Вторым фактором, который отрицательно повлиял на экономику России и проявился сегодня сполна, это бездумное вхождение в ВТО, где окончательно сдали промышленность и сельское хозяйство, об этом много писали специалисты и комментарии здесь излишни.
Ситуация, которая сложилась в России с курсом рубля, это следствие комплекса вышеперечисленных проблем, не маловажным фактором являются и последние решения Правительства и Банка России, которые принимаются в отрыве друг от друга.
Что необходимо, на мой взгляд, сделать немедленно и не постановлением Правительства, которое выйдет через полгода, а Указами Президента РФ:
1. Провести наконец-то ревизию и понять, что еще осталось в России из промышленного производства.
2. Недавно принятые решения Центральным Банком России с одной стороны правильные, но их необходимо было принимать еще в октябре месяце, когда продекларировали, что рубль уходит в свободное плавание, но при этом необходимо помнить, что при ставке кредита 20-25% на производство, импортозамещения не будет никогда, а те российские заводы, которые еще работают, просто разорятся.
Поэтому Правительству РФ необходимо подумать о том, чтобы сделать кредитную ставку для предприятий, которые занимаются настоящим импортозамещением, не более 5% годовых, иначе мы окончательно потеряем промышленность.
3. Предусмотреть льготы по налогам на прибыль, на имущество, снять таможенные барьеры на покупаемое за рубежом оборудование, которое не производится в Российской Федерации.
Говоря о кризисе, мы всегда киваем на США. Но, на самом деле падение цен на нефть и бегство инвесторов вызвано обесцениванием рубля за счет «виртуально» созданной промышленности в России. В следствии этого происходит обвал производства, инвестиций, снижение покупательной возможности населения на базе сдерживания доходов.
Хочу обратить внимание, что в 1998-1999 годы при смене Правительства экономику подняли два человека - Примаков Е. и Маслюков Ю., увеличив денежную массу на 60%. Это было сделано прямым вливанием денежных средств в производство путем предоставления кредитов не под 20-25% как предлагают сейчас, а под 10-12%. Это дало рост ВВП на 6,7%.
Опираясь на свои инвестиции, мы можем раскрутить производство, что приведет к стабилизации рубля, а потом нам нужно подумать стоит ли продавать нефть и газ по таким ценам.
Заместитель генерального директора ОАО «АСМ-холдинг»
Ковригин А.С.