ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
Продажи легковых автомобилей выросли по итогам января-мая 2011 года на 60,7% по отношению к первым пяти месяцам 2010 года и составили 945,7 тыс. единиц. Сравнение структуры рынка легковых автомобилей по их происхождению за январь-май 2011 и 2010 годов выявляет следующую динамику изменений за последние 12 месяцев. Абсолютный рост продаж отмечен во всех сегментах рынка, но при этом имело место заметное перераспределение их долей в пользу произведенных в стране иномарок при некотором сокращении долей остальных сегментов – в первую очередь, отечественных машин.
Продажи отечественных автомобилей выросли со 184,9 тыс. ед. до 253 тыс. ед. (+36,8%), но их рыночная доля потеряла 4,6 пункта, сократившись с 31,4% до 26,8%. Продажи иномарок российской сборки выросли с 200,9 тыс. ед. до 376,9 тыс. ед. (+87,6%), а их доля расширилась с 34,2% до 39,8%. Совокупная доля продаж легковых автомобилей, собранных в России (отечественных и иномарок), составила 66,6% рынка против 65,6% в январе-мае 2010 года.
Продажи импортированных новых иномарок увеличились на 56,6% до 313 тыс. ед., но их доля на рынке сократилась на 0,9 пункта до 33,1%. Ввоз подержанных машин корпоративными клиентами утратил сколько-нибудь заметную роль на рынке. На подержанный импорт пришлось всего лишь 0,3% рынка против 0,4% годом ранее.
Несмотря на положительную динамику рынка легковых автомобилей в январе-мае 2011 года, сравнение с итогами продаж за первые пять месяцев 2008 года, когда было продано 1 350,6 тыс. машин, свидетельствует обо всё еще имеющем место отставании от докризисного уровня продаж на 30,0%.
В условиях, когда треть российского рынка легковых автомобилей приходится на импортированные машины, положительным сдвигом можно признать появление и рост экспорта «российских иномарок», доля которых достигла 16% от общего количества 21,6 тыс. новых легковых автомобилей, поставленных на экспорт с начала 2011 года (в которых доминирует марка Lada). Это, преимущественно, поставки в страны СНГ автомобилей марки Hyundai, произведенных в Санкт-Петербурге, а также Chevrolet (GM-АВТОВАЗ) и Volkswagen (Калуга).