ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
По данным аналитической и консалтинговой компании ОАО «АСМ-холдинг», объем оптовых продаж легковых автомобилей вырос по итогам января-октября на 13,0% по отношению к первым десяти месяцам 2011 года и составил 2 414,2 тыс. единиц. Сравнение структуры рынка легковых автомобилей по их происхождению в январе-октябре 2012 и 2011 годов показывает следующие изменения.
Продажи отечественных автомобилей снизились на 31,5 тыс. машин до 514,9 тыс. ед., а их рыночная доля сократилась с 25,6% до 21,3%. Продажи иномарок российской сборки выросли с 831,3 тыс. ед. до 1 052,0 тыс. ед. при расширении их доли на 4,7 процентного пункта с 38,9% до 43,6%. Продажи именно в этом сегменте и стали основным фактором, предопределившим общий рост рынка. Совокупная доля продаж легковых автомобилей, собранных в России (отечественных и иномарок), несколько увеличилась, составив 64,9% рынка против 64,5% в январе-октябре 2011 года.
Продажи импортированных новых иномарок увеличились на 11,1% до 836,2 тыс. ед. при сокращении их рыночной доли на 0,6 пункта с 35,2% до 34,6%. Ввоз подержанных легковых автомобилей корпоративными импортерами, уже не играющий заметной роли на рынке, увеличился в рассматриваемом периоде в 1,9 раза до 11,1 тыс. машин, а его рыночная доля составила 0,5% против 0,3% годом ранее.
Сопоставление месячных объемов импорта в июле, августе, сентябре и октябре 2012 года позволяет сделать вывод о том, что факт присоединения России к ВТО в сочетании с введением утилизационного сбора (направленного, по существу, на нейтрализацию эффекта снижения таможенных тарифов) не оказал в конечном итоге кардинального воздействия на импорт легковых автомобилей – как новых, так и подержанных. В июле импорт новых машин составил 94,2 тыс. ед., а подержанных 1,1 тыс. ед. (оба показателя – на среднем уровне предыдущих месяцев); в августе импорт новых машин вырос до 123,7 тыс. ед., подержанных – до 3,5 тыс. ед.; в сентябре импорт упал до 61,7 тыс. ед. и 0,3 тыс. ед.; а в октябре вновь увеличился до 72,4 тыс. и 1,0 тыс. ед. соответственно. Всплеск импорта в августе вполне очевидно отражал стремление импортеров избежать утилизационного сбора; восстановление месячных объемов импорта в октябре подтверждает предположение, что главной причиной сентябрьского падения импорта явились опережающие импортные закупки в августе. Вероятно, в ближайшие месяцы действие сбора стабилизирует импорт на сложившемся с начала текущего года уровне, нейтрализуя тренд падения цен как следствие снижения таможенных тарифов.
Для справки:
1. По данным Ассоциации европейского бизнеса, совокупный объем розничных продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе-октябре 2012 года составил 2 441,7 тыс. ед., с ростом на 13% в годовом исчислении.
2. По данным ФТС, импорт легковых автомобилей физическими лицами, не учитываемый во внешнеторговой статистике и не принимаемый в расчет рынка, составил в январе-октябре 2012 года 187,3 тыс. ед. против 112,5 тыс. ед. годом ранее; из них на подержанные автомобили пришлось 172,8 тыс. ед. и 103,8 тыс. ед. соответственно.