ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
Продажи легковых автомобилей выросли по итогам января-августа 2011 года на 48,2% по отношению к результатам первых восьми месяцев 2010 года и составили 1 610,3 тыс. единиц. Сравнение структуры рынка легковых автомобилей по их происхождению в январе-августе 2011 и 2010 годов выявляет следующую динамику изменений за последние 12 месяцев. Абсолютный рост продаж отмечен во всех сегментах рынка кроме подержанного импорта, но при этом имело место заметное перераспределение рыночных долей в пользу произведенных в стране иномарок за счет соответственного сокращения доли отечественных машин при практически неизменной доле нового импорта.
Продажи отечественных автомобилей выросли с 346,0 тыс. ед. до 425,1 тыс. ед. (+22,9%), но их рыночная доля потеряла 5,5 пункта, сократившись с 31,9% до 26,4%. Продажи иномарок российской сборки выросли с 358,9 тыс. ед. до 627,1 тыс. ед. (+74,7%), а их доля расширилась с 33,0% до 38,9%. Совокупная доля продаж легковых автомобилей, собранных в России (отечественных и иномарок), составила 65,3% рынка, слегка увеличившись по сравнению с уровнем января-августа 2010 года (64,9%).
Продажи импортированных новых иномарок увеличились на 47,0% до 553,2 тыс. ед., при практическом сохранении их рыночной доли (34,4% против 34,6% годом ранее). Ввоз подержанных машин корпоративными импортерами утратил сколько-нибудь заметную роль на рынке. На подержанный импорт пришлось всего лишь 4,9 тыс. автомобилей, или 0,3% рынка против 0,5% годом ранее. (Для справки: ввоз подержанных автомобилей физическими лицами, не учитываемый в официальной статистике внешней торговли и не принимаемый в расчет первичного рынка, составил за 8 месяцев 2011 года 95,4 тыс. ед. против 70,9 тыс. ед. годом ранее).
Несмотря на положительную динамику рынка легковых автомобилей в январе-августе 2011 года, сравнение с итогами продаж за 8 месяцев 2008 года, когда было продано 2 202,4 тыс. машин, свидетельствует обо всё еще имеющем место отставании от докризисного уровня продаж на 26,9%.
С учетом того, что более трети российского рынка легковых автомобилей приходится на импортированные машины, положительным сдвигом можно признать появление и рост экспорта «российских иномарок» (в дополнение к традиционному экспорту в течение ряда лет единственной «российской иномарки» Chevrolet Niva). По итогам восьми месяцев 2011 года доля иномарок в российском экспорте (где доминирует марка LADA) достигла 22,6% от общего количества 36,2 тыс. экспортированных новых легковых автомобилей и составила 31,9% от их суммарной таможенной стоимости. Это, преимущественно, поставки в страны СНГ автомобилей марки Hyundai, произведенных в Санкт-Петербурге (4,9 тыс. ед.), автомобилей Renault производства московского Автофрамоса (1,8 тыс. ед.), а также автомобилей Volkswagen из Калуги (1,0 тыс. ед.), уже опередивших по объему поставок Chevy Niva (GM-АВТОВАЗ).