ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
Ход восстановления автобусного рынка на протяжении первых четырех месяцев 2011 года показал дальнейшее развитие наметившегося еще в феврале тренда к замедлению темпа роста продаж. Рынок автобусов первым испытал падение и первым, начиная с февраля 2010 года, начал выходить из рецессии, что и обусловило более раннее появление повышенной сравнительной базы. Объем продаж автобусов в январе-апреле 2011 года составил 13 076 единиц, увеличившись по сравнению с первыми четырьмя месяцами 2010 года на 28,6%, тогда как по итогам первых трех месяцев темп прироста был +48,7%.
На фоне замедляющегося роста рынка автобусов в целом, обращает на себя внимание отмеченное по итогам января-апреля прямое снижение объемов продаж отечественной автобусной продукции. Продажи отечественных автобусов сократились на 9,5% до 7092 машин, при этом их доля на рынке сузилась с 77,1% до 54,3%. Падение относится, в основном, на счет фактического прекращения отгрузок микроавтобусов УАЗ. Продажи «российских иномарок», наоборот, выросли в 1,7 раза и составили 1860 автобусов, а их рыночная доля увеличилась с 10,6% до 14,2%. В конечном счете, совокупная доля продаж произведенных в стране автобусов сократилась с 87,7% до 68,5%.
Наиболее высокая динамика роста продаж отмечена в сегментах импортированных автобусов. Объем нового импорта увеличился в 3,2 раза до 3259 автобусов. В еще большей мере (в 3,8 раза) вырос импорт подержанных автобусов, составивший 865 единиц. Удовлетворение рыночного спроса во всё возрастающей степени за счет импорта усугубляет впервые возникший в середине 2010 года дисбаланс внешней торговли автобусной продукцией. По итогам января-апреля 2011 года, в Россию ввезено 4124 иностранных автобуса против экспорта 595 новых автобусов из России.
Сравнение итогов продаж автобусов в январе-апреле 2011 года с итогами первых четырех месяцев 2008 года показывает спад продаж по отношению к докризисному уровню (21 330 автобусов) на 38,0%. Особенную озабоченность вызывает растущее отставание продаж автобусов отечественных производителей, сократившихся на 59,8% от 17 640 ед. в январе-апреле 2008 года.