ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
По данным аналитической и консалтинговой компании ОАО «АСМ-холдинг», по результатам первых десяти месяцев 2012 года автобусный рынок характеризовался более высоким (хотя и замедляющимся) темпом восстановления, чем автомобильный рынок в целом. По сравнению с январем-октябрем прошлого года, продажи автобусов выросли на 18,8% и составили 56 467 единиц. В структуре рынка по классам автобусов продолжался сдвиг в сторону автобусов особо малого класса (микроавтобусов), доля которых увеличилась до 59,3% от 57,2% в январе-октябре 2011 года. Абсолютный рост продаж отмечен во всех сегментах рынка автобусов по происхождению машин, кроме сегмента иномарок российской сборки, в котором, начиная с итогового показателя семи месяцев, продолжает наблюдаться спад продаж.
Наиболее динамично рос сегмент отечественных автобусов, продажи которых увеличились на 34,4% до 34 795 единиц при расширении их рыночной доли на 7,2 пункта до 61,6%.
Продажи «российских иномарок» упали на 4,8% до 7 591 автобуса, а их доля на рынке сократилась с 16,8% до 13,5%. Снижение объема продаж в этом сегменте было обусловлено, в первую очередь, сокращением отгрузок автобусов с предприятий группы Соллерс в ОЭЗ «Алабуга» с 1813 единиц до 255 единиц ввиду прекращения выпуска микроавтобусов Fiat Ducato и медленного освоения производства альтернативной модели Ford Transit. Сократили свои поставки и такие достаточно крупные производители автобусов иностранных моделей, как ПКФ Луидор и ТАГАЗ. Единственным предприятием, которое продолжает наращивать выпуск продукции в этом сегменте (собирая микроавтобусы на базе фургонов Ford Transit) является СТ Нижегородец, на долю которого в январе-октябре пришлось 71,7% всех продаж в сегменте «российских иномарок» (против 34,7% годом ранее). Рост производства на этом предприятии полностью перекрыл резкое сокращение отгрузок микроавтобусов из Елабуги, но не смог компенсировать всего объема снижения поставок другими производителями «российских иномарок». Тем не менее, благодаря существенному росту поставок на рынок отечественных моделей, совокупная доля продаж произведенных в стране автобусов (отечественных и иномарок) увеличилась от 71,2% до 75,1%.
В сегменте импортированных новых автобусов отмечен незначительный рост продаж на 2,2% до 10 964 машин, а рыночная доля этого сегмента сократилась на 3,2 пункта – с 22,6% до 19,4%. Подержанный импорт вырос на 6,5% до 3 117 автобусов при сокращении доли этого сегмента автобусного рынка на 0,7 пункта до 5,5%.
Сокращение долей импорта в структуре автобусного рынка по итогам десяти месяцев явилось отражением резкого изменения картины импортных поставок автобусов в сентябре и октябре, на которых радикальным образом сказалось введение самой высокой ставки утилизационного сбора. После незначительного роста импорта автобусов в августе (на 5% к июлю, до 2040 единиц), произошел резкий обвал импорта в сентябре до 226 автобусов, при этом импорт новых автобусов сократился по отношению к предыдущему месяцу в 8 раз, а подержанных – в 24 раза. После сентябрьского рыночного потрясения импорт автобусов вновь увеличился в октябре, но всего лишь до 558 машин, то есть в три с половиной раза ниже уровня июля-августа. При этом доля подержанных машин в общем объеме месячного импорта автобусов сократилась с 20% до 6%.