ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
Для хода восстановления рынка автобусов характерны более медленные темпы по сравнению с рынками легковых и грузовых автомобилей. Объем продаж автобусов в январе-августе 2011 года составил 33 130 единиц, увеличившись по сравнению с первыми восемью месяцами 2010 года на 20,0%, включая микроавтобусы.
Обращает на себя внимание прямое снижение в рассматриваемом периоде объемов продаж отечественной продукции. Продажи отечественных автобусов сократились на 6,5% до 18 773 машин, при этом их доля на рынке сузилась с 72,7% до 56,7%. Падение обусловлено, в основном, резким сокращением производства и отгрузок микроавтобусов УАЗ в первые пять месяцев 2011 года. (Начиная с июня, месячные отгрузки с завода возобновились на уровне, близком к показателям 2010 года, однако итоговая поставка с начала года достигла всего лишь 53,2% от объема отгрузки в январе-августе 2010 года). Продажи «российских иномарок» выросли на 29,6% до 4 422 автобусов, а их рыночная доля увеличилась с 12,4% до 13,3%. В конечном счете, совокупная доля продаж произведенных в стране автобусов сократилась с 85,1% до 70,0%.
Наиболее высокая динамика роста продаж отмечена в сегментах импортированных автобусов. Объем нового импорта увеличился в 2,3 раза до 7 768 автобусов. В еще большей мере (в 2,8 раза) вырос импорт подержанных автобусов, составивший 2 167 единиц. Удовлетворение рыночного спроса во всё возрастающей степени за счет импорта усугубляет впервые возникший в середине 2010 года дисбаланс внешней торговли автобусной продукцией. По итогам января-августа 2011 года, в Россию ввезено 9 935 иностранных автобусов против экспорта 1 646 новых автобусов из России.
Сравнение итогов продаж автобусов в январе-августе 2011 года с итогами первых восьми месяцев 2008 года показывает спад продаж по отношению к докризисному уровню на 31,5%. Особенную озабоченность вызывает растущее отставание продаж автобусов отечественных производителей, сократившихся на 49,7% от 37 301 единицы в январе-августе 2008 года.