ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
В отличие от рынков легковых и грузовых автомобилей, рынок автобусов, ход восстановления которого характеризуется более низкими темпами, по итогам первых пяти месяцев 2011 года показал некоторое ускорение темпа роста продаж по сравнению с результатами января-апреля. Объем продаж автобусов в январе-мае 2011 года составил 17 680 единиц, увеличившись по сравнению с первыми пятью месяцами 2010 года на 31,5%, тогда как по итогам первых четырех месяцев темп прироста был +28,6%.
Несмотря на наметившиеся (возможно, временные) признаки оживления автобусного рынка в целом, обращает на себя внимание отмеченное по итогам января-мая прямое снижение объемов продаж отечественной продукции. Продажи отечественных автобусов сократились на 3,3% до 9 858 машин, при этом их доля на рынке сузилась с 75,9% до 55,8%. Падение обусловлено, в основном, резким сокращением отгрузок микроавтобусов УАЗ. Несколько обнадеживает то, что по итогам четырех месяцев снижение объемов продаж автобусов российских марок было более ощутимым, составив тогда 9,5%. Продажи «российских иномарок» выросли в 1,7 раза до 2 477 автобусов, а их рыночная доля увеличилась с 10,6% до 14,0%. В конечном счете, совокупная доля продаж произведенных в стране автобусов сократилась с 86,5% до 69,8%.
Наиболее высокая динамика роста продаж отмечена в сегментах импортированных автобусов. Объем нового импорта увеличился в 2,8 раза до 4 208 автобусов. В еще большей мере (в 3,5 раза) вырос импорт подержанных автобусов, составивший 1 137 единиц. Удовлетворение рыночного спроса во всё возрастающей степени за счет импорта усугубляет впервые возникший в середине 2010 года дисбаланс внешней торговли автобусной продукцией. По итогам января-мая 2011 года, в Россию ввезено 5 345 иностранных автобусов против экспорта 872 новых автобусов из России.
Сравнение итогов продаж автобусов в январе-мае 2011 года с итогами первых пяти месяцев 2008 года показывает спад продаж по отношению к докризисному уровню (29 090 автобусов) на 39,2%. Особенную озабоченность вызывает растущее отставание продаж автобусов отечественных производителей, сократившихся на 59,2% от 24 160 единиц в январе-мае 2008 года.