ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
По данным аналитической компании ОАО «АСМ-холдинг» рынок сельскохозяйственных тракторов в России по итогам первых трех кварталов 2012 года показал положительную динамику с ростом продаж на 12,7% по отношению к соответствующему периоду 2011 года. Общий объем продаж тракторов составил 37, 25 тыс.ед., из которых 12, 95 тыс. ед. были произведены на территории России. Количество произведенных в России тракторов увеличилось на 2,0%, однако их доля на рынке сократилась с 38,4% до 34,7%. Анализ структуры этого сегмента рынка по его составляющим (традиционные отечественные марки и местная сборка иностранных марок, включая белорусские тракторы) выявляет тенденцию к сокращению рыночных долей российских и собранных в России белорусских тракторов в пользу иномарок, происходящих из других стран.
Продажи отечественных тракторов сократились на 22% до 663 ед., а их доля на рынке сузилась до 1,8% (!). Две трети этих поставок обеспечивает Петербургский тракторный завод; вторым по объему продаж поставщиком остается Владимирский моторно-тракторный завод.
Российская сборка тракторов МТЗ потеряла 8,6 процентного пункта, с сокращением ее доли до 22,8% рынка. Крупнейшими поставщиками в этом сегменте остаются два сборочных предприятия в ОАЗ «Алабуга», Смоленский завод спецтехники и Бузулукский механический завод.
В то же время, сборка иномарок из дальнего зарубежья и Украины (ХТЗ) выросла в 2,6 раза при увеличении их доли с 4,4% до 10,1% рынка. Крупнейшим и наиболее динамично растущим поставщиком в этом сегменте (рост в 7 раз) является подмосковная компания Джон Дир Русь. В качестве других крупных поставщиков выступают Торговый дом ХТЗ в Белгороде, СП CNH-КАМАЗ (тракторы New Holland) и Ростсельмаш (тракторы Versatile).
Сокращение российской сборки белорусских тракторов было с лихвой восполнено ростом импорта собранных тракторов МТЗ на 31,9%; рыночная доля этого сегмента прибавила 4,7 пункта, увеличившись до 32,2%. Импорт новых тракторов из других стран вырос на 12,6% с сохранением рыночной доли на уровне 27,0%. Слегка сократился (на 0,3%) импорт подержанных тракторов, что обусловило сокращение его доли рынка на 1 пункт до 6,1%.