ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
Ход восстановления автобусного рынка в первом квартале 2011 года показал дальнейшее развитие наметившегося еще по итогам января-февраля тренда к замедлению темпа роста продаж. Рынок автобусов первым испытал падение и первым, начиная с февраля 2010 года, начал выходить из рецессии, что и обусловило более раннее появление повышенной сравнительной базы. По сравнению с первыми тремя месяцами 2010 года, продажи автобусов выросли на 48,7% и составили 9477 единиц.
Продажи отечественных автобусов увеличились всего лишь на 11,1% до 5448 машин, при этом их доля на рынке сузилась с 77,0% до 57,5%. Продажи «российских иномарок» выросли более существенно – в 1,9 раза и составили 1420 автобусов, а их рыночная доля увеличилась с 11,7% до 15,0%. В конечном счете, совокупная доля продаж произведенных в стране автобусов сократилась с 88,7% до 72,5%.
Наиболее высокая динамика роста продаж отмечена в сегментах импортированных автобусов. Объем нового импорта увеличился в 3,5 раза до 2036 автобусов. В еще большей мере (в 4 раза) вырос импорт подержанных автобусов, составивший 573 единицы. Удовлетворение рыночного спроса во всё возрастающей степени за счет импорта усугубляет впервые возникший в середине 2010 года дисбаланс внешней торговли автобусной продукцией. По итогам января-марта 2011 года, в Россию ввезено 2609 иностранных автобусов против экспорта 456 новых автобусов из России.
Сравнение итогов продаж автобусов в январе-марте 2011 года с итогами первых трех месяцев 2008 года показывает сокращение спада продаж по отношению к докризисному уровню (15 330 автобусов) до 38,0% против 55,0% одним месяцем ранее. Тем не менее, при положительной в целом динамике восстановления автобусного рынка, вызывает озабоченность особенно сильное отставание продаж автобусов отечественных производителей, сократившихся на 57,7% от 12 888 ед. в первом квартале 2008 года.