ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
Пресс-релиз
по итогам внеочередного заседания Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по промышленности по инновационному развитию автомобильной промышленности и спецтехники
«О ситуации в автомобильной отрасли»
(02.07.2014)
2 июля 2014 года в Государственной Думы Российской Федерации состоялось внеочередное заседание Экспертного совета по автомобильной промышленности при Комитете Государственной Думы по промышленности. На Совете обсуждался один вопрос: негативная ситуация в автомобильной отрасли.
Первое полугодие 2014 года российский автомобильный рынок завершил с наихудшими показателями со времен кризиса 2009 года.
По итогам мая продажи всех автомобилей по сравнению с 2013 годом сократились на 12,5%, по результатам пяти месяцев – падение на 6%. Легковых автомобилей в мае продано на 10% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, а за пять месяцев текущего года падение составило 4,5%. Рынок грузовых автомобилей сжался на 17%. Но хуже всего ощущает себя рынок легкого коммерческого транспорта и автобусов, падение которого составило более 20% за январь-май (падение за май по LCV – 45%). Очевиден негативный тренд на снижение, который начался в конце 2012 года.
Участниками рынка прогнозируется его падение в 2014 году в разных сегментах от 10 до 40 (!) %% по отношению к 2013 году. И это при том, что в 2013 году уже произошло существенное снижение объемов продаж.
Многие автопроизводители ожидают отрицательных финансовых результатов по итогам года.
Заседание открыла член Комитета Государственной Думы по промышленности, председатель Экспертного совета Альфия Гумаровна Когогина. В своем выступлении она отметила основные факторы, оказывающие давление на авторынок: общее отсутствие роста экономики и сохраняющаяся потребительская неуверенность, высокие ставки по автокредитованию и отсутствие комплексного подхода со стороны Правительства к решению проблем. А.Г.Когогина охарактеризовала текущую ситуацию развития автомобильного рынка как пессимистичную.
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России В.В.Гутенев поддержал оценку А.Г.Когогиной, отметив, что данная негативная тенденция характерна для всего машиностроения и промышленности.
В дискуссии выступили представители крупнейших отечественных автопроизводителей: АВТОВАЗ, КАМАЗ, ГАЗ, Соллерс, Рено, Автотор, которые изложили свое видение ситуации и мер по ее нормализации, финансовых и нефинансовых инструментов поддержки и стимулирования рынка, потенциальных результатов как для отдельных компаний, так и для отрасли в целом.
В своем выступлении директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга России А.Н. Морозов обобщил прозвучавшие предложения, рассказал о реализуемых мероприятиях и предложил комплекс мер, которые позволят переломить негативную тенденцию и достичь целевых показателей Стратегии автомобильной промышленности и Госпрограммы развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности. Участники заседания поддержали выступление А.Н.Морозова.
Вместе с тем, было высказано опасение в своевременности реализации мер поддержки. Основания для этого у автопроизводителей есть. По оценке Объединения автопроизводителей России, уровень реального выполнения министерствами и ведомствами поручений В.В.Путина и Д.А.Медведева, данных ими на совещаниях по автопрому в 2012-2013 годах, не превышает 50% (!).
Первое из них – это поручение Председателя Правительства РФ
В.В. Путина № ВП-П9-11пр, которое было дано по результатам совещания в г. Тольятти 4 апреля 2012 года. Некоторые пункты данного поручения были весьма успешно реализованы, например, о возмещении части затрат на уплату процентов по кредитам на реализацию инвестиционных и инновационных проектов; об утилизационном сборе, экологическая направленность которого способствовала стимулированию производства. Особо хочется отметить успешно проведенную в 2012 году программу субсидирования закупок в субъектах Российской Федерации автобусов, работающих на газомоторном топливе.
Однако большинство не выполнено: установление приоритета российской автомобильной техники при государственных и муниципальных закупках, закупках подконтрольными государству юридическими лицами; трансформация транспортного налога, предполагающая введение повышенных коэффициентов для автомобильной техники низких экологических классов. Не удается также пока воплотить в жизнь концепцию ограничения сроков эксплуатации коммерческой техники, которая могла стать очень мощным драйвером роста рынка автомобилей, способствовать улучшению транспортной и экологической безопасности на дорогах.
Аналогичная ситуация сложилась и с другими принципиальными поручениями в сфере автопрома. Поручение Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева № ДМ-П9-21пр от 9 апреля 2013 года выполнено наполовину. Многие из пока нереализованных пунктов дублируют пункты поручения 2012 года – это госзакупки, ограничение сроков эксплуатации коммерческой техники, введение экологических коэффициентов транспортного налога. В 2013 году хороший эффект дало возобновление программы льготного автокредитования, что позволило увеличить продажи легковых автомобилей и легких коммерческих грузовиков. На 2014 год запланирована пролонгация программы субсидирования закупок техники, работающих на природном газе. Необходимые средства заложены в бюджет на 2014 год. Также в соответствии с поручением внесены изменения в государственную программу "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" в части автопрома. Коррекцию претерпела Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года.
Полная и своевременная реализация поручений по совокупности могли бы увеличить реализацию в 2014 году легковых автомобилей более чем на 100 тыс. единиц, по грузовым – до 30-40 тыс., по автобусам – до 20 тыс. единиц.
Вне всякого сомнения, выполнение поручений и реализация предложенных мер выгодны не только, а может быть не столько автопрому, сколько государству.
Участники заседания Экспертного совета приняли решение добиваться, в первую очередь, выполнения нереализованных пунктов поручений. «Примером для этого должна стать деятельность Общероссийского Народного Фронта, проводящего мониторинг выполнения майских указов Президента», - подвела итог заседания председатель Экспертного совета А.Г. Когогина.