ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
К 100-летию В.Н. Полякова
Сегодняшняя жизнь для подавляющего большинства населения не мыслима без автотранспорта, автомобиль стал постоянным и привычным спутником человека. При этом многие и не знают, чтобы автомобиль появился на свет требуется приложить множество усилий целых трудовых коллективов – рабочих, инженеров, руководителей предприятий и отраслей промышленности. Ведь от их работы в значительной мере зависит выпуск надёжных, качественных и комфортабельных автотранспортных средств. И на этом поприще трудятся немало по-настоящему преданных делу руководителей автомобилестроения, посвятивших выполнению этих задач всю свою жизнь.
Именно к этой категории руководителей автомобильной промышленности относился Виктор Николаевич Поляков, человек неиссякаемой энергии, воли, работоспособности и профессионализма, прошедший все ступени производства. Его трудовой путь насыщен замечательными производственными достижениями и во многом типичен для крупного хозяйственного руководителя советского времени.
Виктор Николаевич Поляков родился 3 марта 1915 в г. Томске, окончив школу ФЗУ, он работал слесарем, мастером, зам. начальника цеха на Московском авторемонтном заводе. Одновременно учился и закончил вечернее отделение Московского автодорожного института, инженер-механик.
Перед началом войны - служба в Красной Армии, участник Великой Отечественной войны с первого до последнего дня. Получил тяжёлое ранение, а за боевые заслуги - награды.
После окончания войны В.Н.Поляков работал на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА, впоследствии АЗЛК) инженер-испытатель, начальник цеха, зам. главного конструктора, главный инженер. А с 1958 года – директор. Именно здесь под его руководством осуществлена реконструкция предприятия и поставлены на производство новые современные по тем временам модели малолитражек «Москвичей», а завод стал одним из ведущих предприятий в столице.
Неслучайно в 1963 году его назначают заместителем председателя, а затем и председателем Московского городского Совета народного хозяйства, а после реорганизации управления в стране – заместителем министра автомобильной промышленности СССР. При этом он усиленно боролся за выполнение государственных заданий, проявляя неиссякаемую энергию, трудолюбие и высокие профессиональные знания и опыт.
Но наиболее полно свой организаторский талант и широкую инженерную эрудицию проявил В.Н.Поляков при создании автогиганта – Волжского автомобильного завода ( АвтоВАЗ ) в должности генерального директора ( с 1966 года ). Под его руководством выполнен огромный объём работ, связанный с проектированием, строительством, монтажом оборудования и пуском завода. Умело используя передовой опыт В.Н.Поляков направлял и координировал труд сотен коллективов проектных, строительных, монтажных организаций, добиваясь своевременной и качественной сдачи объектов в эксплуатацию.
По его инициативе осуществлялось последовательное освоение производства в условиях строительства, что позволило досрочно ввести важнейшие объекты завода.
Одновременно строились и в установленные сроки введены в эксплуатацию заводы-смежники – в Димитровграде, Белебее, Скопине, Самаре и др., поставляющие автогиганту агрегаты и комплектующие изделия. И это не без участия генерального директора.
В апреле 1970 года был начат выпуск автомобилей с маркой ВАЗ различных модификаций – «жигулей». В начале 70-х годов под его руководством началась интенсивная разработка конструкции полноприводного автомобиля «Нива», завоевавшего впоследствии популярность во многих странах мира. О качестве первых вазовских машин свидетельствует то факт, что почти 40 % выпуска поставлялось на экспорт.
Было много и других положительных показателей – производительность труда на ВАЗе в два раза превосходила производительность других предприятий страны; зарплата рабочих значительно превышала среднюю по стране. А низкие затраты на производство позволили держать сравнительно низкую цену, и даже эта цена обеспечивала высокую рентабельность. Реализацией автомобилей завод сравнительно быстро окупил все расходы государства на строительство заводского промышленного узла. В том, что было обеспечено ускоренное освоение мощностей, повышение качества автомобиля до уровня мировых стандартов немалая заслуга В.Н.Полякова. Через пять лет после ввода АвтоВАЗа страна ежегодно стала получать легковых автомобилей в три раза больше, чем в предшествующие годы.
Множество прогрессивных технологических процессов и оборудования, форм организации производства, включая автоматизированные системы управления, было заложено и внедрено на автогиганте. ВАЗ стал лидером технического прогресса в машиностроении и объектом изучения передового опыта. Неслучайно, на базе автозавода были организованы и проводились конференции, семинары, тематические выставки, действовали курсы повышения квалификации специалистов машиностроительных предприятий, на которых мне неоднократно пришлось участвовать. И это было очень поучительно – ведь на ВАЗе были внедрены самые новейшие достижения науки и техники в машиностроении.
Примечательно, что со строительством и вводом предприятия была решена и жилищная проблема – для автостроителей построен город с численностью более полумиллиона человек, оснащённый необходимыми социально-бытовыми объектами.
За громадный вклад в строительство и ввод завода и города и проявленный при этом трудовой подвиг В.Н.Полякову было присвоено звание Героя Социалистического труда.
Более десяти лет (1975-1986 годы) В.Н.Поляков – министр автомобильной промышленности СССР. Период его работы – это пик развития советского автомобилестроения. За эти годы Советский Союз прочно основался на пятом месте в мире по производству легковых автомобилей после США, Японии, ФРГ, Франции, Италии. Объём выпуска легковушек составил почти 1,3 млн. штук, а общее количество превысило 2млн. штук в год. Большое внимание министр уделял развитию автогигантов – АвтоВАЗ, ЗИЛ, ГАЗ и особенно КАМАЗ.
«По его настоянию, – вспоминает зам. генерального директора КАМАЗа, затем заместитель министра В.В.Геркен, - во время введённых Западом санкций из-за афганских событий на автогиганте создано подразделение «Автопромэлектроника» по выпуску электронных изделий, неуступающих по качеству зарубежным аналогам. А затем образовано отраслевое НПО «Автоэлектроника», полностью удовлетворяющее потребности предприятий Минавтопрома в этих изделиях. Не менее важным было и создание в стране более полуторасотен центров технического обслуживания автомобилей КАМАЗ и заводов по ремонту камазовских двигателей. Настойчиво решал он вопросы создания инфраструктуры автограда».
И здесь в министерстве В.Н.Поляков работал с прежней энергией, деловитостью и перспективой на дальнейшее развитие отрасли. «Его отличало, - рассказывает начальник управления конструкторских и экспериментальных работ бывшего Минавтопрома А.И.Титков, - высочайшая эрудиция, работоспособность, чёткость. Он обладал редчайшей собранностью и уникальным организаторским талантом».
Особую заботу проявлял он об улучшении условий труда и быта рабочих. «Виктор Николаевич,- вспоминает бригадир формовщиков АвтоВАЗа, заслуженный металлург РФ Ю.В.Тюрюков,- ежеквартально обходил все производственные участки, выявляя «узкие места», выслушивал мнение рабочих и их просьбы. И если он что-то пообещал, то обязательно сделает».
А кадровая работница Московского завода малолитражных автомобилей М.М.Трофимова рассказывала: «На приём к В.Н.Полякову пришёл штамповщик кузнечного цеха с просьбой улучшить жилищные условия для его многочисленной семьи. Услышав доводы рабочего, он сказал: «Вот я отдаю вам свой ордер, идите в жилотдел и скажите, чтобы этот ордер переписали на вас». В общем, свою квартиру отдал рабочему …
Немало было и других неординарных поступков и разумных решений проблем заводского и общеотраслевого значения.
Но началась горбачёвская «перестройка». Такие талантливые организаторы стали не нужны. И он был освобождён от занимаемой должности. Но и после отставки продолжал интенсивно работать – сначала экспертом института НАМИ, консультантом по строительству Елабужского автозавода, курировал подготовку ЕлАЗа к производству автомобиля «Ока».
Принимал непосредственное участие в экстремальных ситуациях, в частности по ликвидации последствий пожара на КАМАЗе, где в 1993 году выгорел завод двигателей. Он возглавил оперативную группу при гендиректоре по восстановительным работам, приложив немало усилий по его восстановлению.
Последние пять лет В.Н.Поляков – начальник консультативно-экспертного совета ОАО «АвтоВАЗ», оказывал практическую помощь по снижению материальных затрат на производство автомобилей.
И всюду, где бы он не работал – трудился с полной отдачей сил и знаний, бескорыстно, не считаясь со временем и возрастом.
В.Н.Поляков принимал активное участие в общественной жизни страны – неоднократно избирался в состав ЦК КПСС и трижды депутатом Верховного Совета СССР.
За свою многолетнюю поистине титаническую работу награждён четырьмя орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны первой степени и многими медалями. Примечательно, что его труд был отмечен и ельцинской администрацией, наградившей его орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Скончался В.Н.Поляков скоропостижно, продолжая работать на девяностом году жизни. Похоронен, согласно завещанию, в Тольятти. Перед зданием заводоуправления ему установлен памятник, одна из улиц города носит его имя. Он почётный гражданин Тольятти. В Москве на доме, где он проживал установлена мемориальная доска.
Сегодня, оценивая выдающуюся деятельность организатора автомобильной промышленности, можно смело утверждать, что им внесён неоценимый вклад в развитие отрасли и экономики страны в целом.
К сожалению, нынешнему поколению автомобилестроителей не удалось сохранить достигнутые при нём объёмы производства и достижения. В результате «перестроек» и «реформ» выпуск автомобилей резко сократился. Исчезли заводы ЗИЛ, АЗЛК, значительно уменьшили объёмы выпуска ГАЗ, УАЗ, УралАЗ и др. С пятого места по производству автомобилей страна переместилась на одиннадцатое место в мире, да и то с учётом отвёрточной (импортной) сборки, доля которых по легковым автомобилям составляет почти восемьдесят процентов. Не правда ли как много «отечественного» в этих автомобилях. Вот уж поистине импортозамещение с точностью до наоборот.
В.Н.Поляков совершил настоящий трудовой подвиг, построив АвтоВАЗ за 3,5 года, а вместе с ним и город. Сколько бы понадобилось лет и средств, если бы возведение подобного автогиганта было бы поручено современным «эффективным собственникам» и олигархам? Наверняка, десятилетия, а может быть и больше, ведь какие бы могли бы быть откаты и распилы. А в итоге «ни вару, ни товару». Обидно, когда страна тружеников и героев превратилась в разрушителей и расхитителей, подверглась деградации и деиндустриализации, а трудовые достижения народа в недалёком прошлом стремятся предать забвению.
Низкий поклон В.Н.Полякову – великому труженику и трудовому герою, патриарху советского автопрома и патриоту страны.
Ветераны автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения
02.03.2015 г.