ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
Китай: продажи и выпуск автомобилей достигают рекордных высот
После резкого роста в сентябре и октябре, рынок и производство автомобилей в Китае продолжали расти в ноябре ускоренными темпами, показав рекордные результаты месячных продаж и выпуска автомобильной продукции. Как сообщила Ассоциация автопроизводителей Китая (СААМ), совокупный объем оптовых продаж автомобилей всех типов на внутреннем рынке составил в ноябре 2013 года 2 043 900 единиц, с ростом на 5,75% по отношению к предыдущему месяцу и на 14,12% к ноябрю 2012 года. За период январь-ноябрь 2013 года совокупные продажи автомобилей достигли 19 860 000 ед., с ростом на 13,53% по отношению к первым одиннадцати месяцам 2012 года. Продажи легковых автомобилей выросли на 15,1% в годовом исчислении до 16 259 000 ед., а продажи коммерческих автомобилей достигли 3 601 000 ед., с ростом на 7,15% по отношению к январю-ноябрю 2012 года.
Динамика производства автомобилей в Китае в целом соответствовала динамике рынка. В ноябре было произведено 2 134 300 автомобилей, с ростом на 11,39% по отношению к предыдущему месяцу и на 21,17% к ноябрю 2012 года. А за первые одиннадцать месяцев года выпуск автомобилей всех типов составил 19 989 300 ед., с ростом на 14,34% в годовом исчислении.
И продажи, и производство автомобилей за первые одиннадцать месяцев этого года превзошли по общему количеству единиц соответствующие показатели всего 2012 года.
Продажи легковых автомобилей китайских брэндов в январе-ноябре выросли в годовом исчислении на 11,5% до 6 462 100 ед., с отставанием на 3,6 процентного пункта от общего темпа роста рынка. На продажи китайских брэндов пришлось 40,0% всего рынка легковых автомобилей, при сокращении за год их рыночной доли на 1,3 пункта. Среди легковых автомобилей иностранных брэндов наибольшую долю рынка заняли модели немецких (19,2%), японских (16,0%), американских (12,5%), корейских (8,9%) и французских (3,1%) брэндов. Наиболее динамично продолжает восстанавливаться доля японских брэндов.
Объем экспорта автомобилей из Китая в январе-ноябре 2013 года составил 893 700 ед. (в том числе 548 600 легковых и 345 100 коммерческих автомобилей), снизившись на 7,35% в годовом исчислении. Импорт автомобилей за январь-октябрь 2013 года составил 953 900 ед., со снижением на 1,7%. Основная часть импорта пришлась на внедорожники (402 100), собственно легковые автомобили (346 500) и микроавтобусы (177 000 ед.). В стоимостном выражении, объем импорта автомобильной продукции в январе-ноябре 2013 года составил $66,472 млрд. (+0,2%) при объеме экспорта $64,243 млрд. (+4,3%).
Объем совокупных продаж автомобилей на китайском рынке десятью крупнейшими автопроизводителями за период январь-ноябрь 2013 года достиг 17 580 600 ед., с ростом на 15,2% в годовом исчислении, что на 1,7 процентного пункта превысило темп роста рынка в целом. Общая доля этих производителей составила 88,5% рынка, увеличившись на 1,3 пункта по отношению к тому же периоду 2012 года.
На основании ноябрьских итогов рынка Китая, аналитическая группа LMC Automotive повысила свой прогноз продаж в 2013 году легких автомобилей на 260 000 единиц. Аналитики LMC ожидают, что годовые продажи в Китае пассажирских автомобилей вырастут на 15,9% до 16,5 млн. ед.; в то же время прогноз продаж LCV пересмотрен в сторону небольшого снижения до 5,1 млн. ед., но с ростом на 2,3% относительно 2012 года.
Заслуживают внимания поступающие из Китая сообщения о событиях, которые могут повлиять на ход развития автомобильного рынка в 2014 году.
В первых числах декабря центральное правительство КНР выпустило постановление о сокращении закупок автомобилей государственными учреждениями для персонального использования местными партийными функционерами и обслуживания чиновников. Сокращение не коснется автомобилей производственного назначения и коммунальных служб. По оценкам прессы, под действие постановления попадает парк легковых автомобилей общей численностью около 2 млн. машин, так что последствия для рынка могут быть весьма существенны.
В начале декабря к четырем городам, ограничившим регистрации новых автомобилей (Пекин, Шанхай, Гуиян и Гуанчжоу), присоединился портовый город Далянь (Дальний). В связи с транспортными заторами и критическим уровнем загрязнения воздуха ожидается ограничение регистраций и во многих других китайских городах.
В конце ноября Министерство торговли КНР сообщило представителям СМИ на брифинге в Пекине, что правительство намеревается в ближайшее время ослабить ограничения для иностранных инвестиций в ряде отраслей, включая автомобилестроение. До сих пор, для производства автомобилей в стране Китай требует от мировых автопроизводителей создавать совместные предприятия в расчете на то, что китайские партнеры сумеют воспринять иностранные технологии и опыт менеджмента для повышения своей конкурентоспособности. Действующая на сегодняшний день политика предусматривает максимальный предел 50% иностранного владения СП, а также требование создания совместно управляемого технического центра в Китае и передачи определенной технологии местным партнерам. Существуют также правила, определяющие количество СП, в которых могут участвовать иностранные компании.
Предложение правительства об ослаблении ограничений по доле владения иностранного автопроизводителя вызвало резкое неприятие со стороны национальных компаний, видящих в подобном шаге ослабление собственных позиций. В заявлении, размещенном на сайте СААМ, генеральный секретарь ассоциации Дун Ян предупреждает, что в случае смягчения правил по иностранному владению китайские автопроизводители потеряют контроль над совместными предприятиями, которыми они сейчас владеют и управляют совместно с глобальными автомобильными компаниями. «Ограничение иностранного владения долей 50% - это красная черта, которую мы не должны переступать, потому что нам надо защищать наши китайские брэнды. С другой стороны, действующие ограничения никоим образом не охладили энтузиазма глобальных автопроизводителей, стремящихся инвестировать в Китай – так зачем нам быть более открытыми?».
Статья подготовлена специалистом ОАО «АСМ-холдинг» Ю. Кравцовым
(по материалам ACEA, WardsAuto, Anfavea, SIAM, Inovev, CAAM, just-auto.com, Automotive News, AN Europe)