ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
Индия: рынок легковых автомобилей упал в ноябре на 8%
По данным ассоциации автопроизводителей SIAM, возобновившийся в сентябре (после кратковременного периода роста продаж легковых автомобилей в августе) спад продаж автомобилей всех типов на рынке Индии продолжился в октябре и ноябре. Продажи легковых автомобилей упали в ноябре на 8% до 142 849 ед. Ассоциация заявляет, что спад продаж не явился для нее неожиданностью. Заместитель генерального директора ассоциации Сугато Сен говорит: «Мы проходим через критическую фазу. Мы предвидели, что ноябрьские продажи упадут после того, как иссякнет свойственный праздничному сезону спрос. Мы знали, что высокий спрос во время праздников не будет устойчивым в нынешних экономических условиях». Замедление экономического роста, высокая цена топлива и высокий банковский процент по-прежнему отражаются на потребительском спросе, препятствуя оздоровлению рынка.
Правда, отмечено продолжение положительного сдвига в сфере производства моторных транспортных средств в Индии, объем которого в ноябре увеличился на 7,84% по отношению к ноябрю 2012 года. Всего в ноябре 2013 года было произведено 1 773 678 единиц моторных транспортных средств (включая трехколесную и двухколесную мототехнику) против 1 644 723 ед. в ноябре 2012 года, при этом весь рост производства был обеспечен выпуском мотоциклов.
В целом, по итогам первых восьми месяцев текущего финансового года (апрель-ноябрь) SIAM характеризует ситуацию как трудный для автомобильной промышленности период, требующий выработки стратегий на предстоящий год.
Совокупные продажи всех моторных транспортных средств в апреле-ноябре 2013 года увеличились всего на 2,73% в годовом исчислении, причем это увеличение было обязано росту продаж мотоциклов.
Статистика продаж автомобилей за первые восемь месяцев текущего финансового года (апрель-ноябрь 2013 г.) показывает общее падение продаж в сегменте пассажирских автомобилей на 5,34% по сравнению с апрелем-ноябрем 2012 года. В рамках этого сегмента, продажи собственно легковых автомобилей, утилитарных автомобилей (UV/SUV) и фургонов/минивэнов упали на 4,97%, 3,62% и 12,23% соответственно по отношению к апрелю-ноябрю 2012 года.
В сегменте коммерческих автомобилей в апреле-ноябре отмечено сокращение продаж на 17,51% по отношению к апрелю-ноябрю 2012 года. В рамках этого сегмента, продажи легких коммерческих автомобилей снизились на 12,52%, а продажи средних и тяжелых коммерческих автомобилей упали на 26,81%.
Экспорт пассажирских автомобилей из Индии в апреле-октябре 2013 года вырос на 9,64%, а экспорт коммерческих автомобилей упал на 12,31% в годовом исчислении.
Представляет интерес приведенный ниже краткий анализ индийского рынка пассажирских автомобилей за первые десять месяцев 2013 года, сделанный нашим информационным партнером из Франции – компанией Inovev:
- Индия является третьим по величине автомобильным рынком в Азии (после Китая и Японии), на котором в январе-октябре 2013 года было продано 2,17 млн. пассажирских (легковых/PC и легких утилитарных/LUV) автомобилей.
- Находясь на особенно динамичном континенте (благодаря Китаю, Корее и странам Ассоциации государств Юго-Восточной Азии), индийский рынок, тем не менее, испытал в текущем году спад продаж на 7,4% по отношению к 2012 году. Этот рынок подвержен кумулятивному воздействию замедляющейся экономики, губительных для потребления высоких процентных ставок и конкуренции со стороны двухколесной и трехколесной мототехники.
- В стране растущей урбанизации с мегаполисами, на рынке легковых автомобилей преобладает сегмент малых городских автомобилей, занимающий 80% рынка; при этом 61% рынка занимает сегмент А и 19% рынка – сегмент В.
- Поэтому естественным выглядит то, что доминирующие доли рынка удерживают производители малых легковых автомобилей – такие, как Maruti Suzuki (41,2% рынка), Hyundai (14,7% рынка), Mahindra (10,7% рынка) и Tata (9% рынка).
- Анализ рынка пассажирских автомобилей по типам кузовов указывает на преобладание кузовов типа седан (71% всех кузовов), за ними следуют многоцелевые кузова MPV (20%, что типично для развивающихся стран) и кузова типа SUV (8%, вдвое меньше, чем в Китае или Европе).
- Что касается наиболее популярных моделей, то четыре ведущих места и восемь мест в общем зачете Топ-20 принадлежат моделям компании Maruti Suzuki.
Иллюстративный материал к изложенному анализу показан ниже:
1) Динамика индийского рынка пассажирских автомобилей за 10 мес. 2013 г./10 мес. 2012 г.
2) Структура индийского рынка по сегментам за 10 месяцев 2013 г.
3) Структура индийского рынка по брэндам за 10 месяцев 2013 г.
4) Структура индийского рынка по типам кузова за 10 месяцев 2013 г.
5) Топ-20 легковых моделей по продажам на индийском рынке за 10 месяцев 2013 г.
Важную роль в стратегиях укрепления продаж в будущем году автопроизводители отводят представлению на рынок новых моделей, которые будут показаны в феврале на выставке Auto Expo 2014 в Дели. В частности, компания Tata Motors намерена обнародовать проект Falcon – две новые легковые модели сегмента sub-compact (для пополнения модельной линейки Indica и Indigo), на которые возлагаются большие надежды в исправлении неудачного выступления компании на рынке в этом году. Возрожденный брэнд Datsun (Nissan) представит свои первые модели Go (sub-compact car) и Go+ (compact MPV), которые готовятся к производству в Индии и выйдут на рынок позднее в 2014 году.
Статья подготовлена специалистом ОАО «АСМ-холдинг» Ю. Кравцовым
(по материалам ACEA, WardsAuto, Anfavea, SIAM, Inovev, CAAM, just-auto.com, Automotive News, AN Europe)