ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
Бразилия: продажи автомобилей вновь снизились на 2,8% в ноябре и на 0,8% с начала года; перспектива завершения 2013 года продолжает оставаться неясной
После начавшегося в июне спада месячных продаж автомобилей на рынке Бразилии, сменившегося кратковременным ростом в сентябре, в октябре и ноябре продолжился спад рынка в годовом исчислении. По данным ассоциации автопроизводителей Anfavea, совокупный объем продаж новых автомобилей всех типов в Бразилии снизился в ноябре 2013 года на 8,3% по сравнению с предыдущим месяцем и на 2,8% по отношению к ноябрю 2012 года. Общий объем продаж автомобилей нарастающим итогом с начала года составил 3 413,5 тыс. ед., на 0,8% меньше, чем было продано за первые одиннадцать месяцев прошлого года. Распределение общего числа новых регистраций по типам автомобилей приведено в таблице ниже.
Регистрации новых автомобилей в Бразилии в январе-ноябре 2013/ 2012 гг.
Тип автомобилей |
2013 |
2012 |
A/D |
C/E |
||
ноябрь |
январь – ноябрь |
ноябрь |
январь – ноябрь |
|||
Всего |
302 939 |
3 413 527 |
311 772 |
3 442 716 |
-2,8% |
-0,8% |
Легкие автомобили Легковые автомобили LCV |
288 546 223 748 64 798 |
3 243 673 2 504 507 739 166 |
297 076 233 279 63 797 |
3 290 250 2 584 238 706 012 |
-2,9% -4,1% -1,6% |
-1,4% -3,1% +4,7% |
Грузовики |
11 641 |
140 129 |
12 608 |
126 545 |
-7,7% |
+10,7% |
Автобусы |
2 752 |
29 725 |
2 088 |
25 921 |
+31,8% |
+14,7% |
Источник: Anfavea
Ухудшение общего месячного результата в ноябре было обусловлено в первую очередь снижением продаж легковых автомобилей (-4,1%) и спадом продаж грузовиков (-7,7%), сменившим наблюдавшийся в предыдущие месяцы рост в этом сегменте рынка.
Доля импорта на автомобильном рынке Бразилии составила 19,2% в ноябре и 18,7% за первые одиннадцать месяцев года. Доминирующее положение на рынке занимают компании, имеющие собственное производство в Бразилии. Самым успешным по объему продаж брэндом в ноябре был опять Fiat (59,7 тыс. ед.); на второе место вернулся VW (53,1 тыс. ед.), оттеснив на третье место GM (51,4 тыс. ед.); далее следовали Ford (26,6 тыс. ед.) и Renault (20,8 тыс. ед.). Компания Renault, в частности, отмечает 15-летие открытия своего первого завода в Бразилии. В городе Куритиба (штат Парана) компания построила комплекс Ayrton Senna из трех заводов: легковых автомобилей, LCV и моторного завода, которые выпустили 1,8 млн. автомобилей и 2,9 млн. двигателей. В текущем году завод легковых автомобилей, выпускающий модели Renault Duster, Sandero, Logan и Megane 2, был реконструирован с увеличением производственной мощности с 220 000 до 320 000 машин в год, а мощность моторного завода увеличена с 400 000 до 500 000 двигателей в год. Стратегия компании предусматривает достижение к 2016 году доли 8% бразильского рынка.
На фоне вялого внутреннего рынка продолжал расти экспорт автомобилей из Бразилии. Экспортные поставки автомобилей выросли в ноябре на 23,9% в годовом исчислении и достигли по итогам первых одиннадцати месяцев года объема 523,0 тыс. машин без учета сборочных комплектов, показав рост на 29,4% к январю-ноябрю 2012 года. Однако замедление темпа роста экспорта привело к снижению бразильского производства автомобилей в ноябре на 8,0% по отношению к ноябрю 2012 года, хотя по результатам первых одиннадцати месяцев этого года объем выпуска автомобилей вырос на 11,8%.
Аналитики затрудняются с определенностью сказать, с каким результатом бразильский рынок завершит текущий год и как сложится его развитие в 2014 году. Наиболее вероятным представляется завершение текущего года со снижением объема продаж автомобилей на величину порядка 1% от уровня 2012 года до 3,6 млн. ед. Ожидается, что дальнейший рост рынка будет следовать динамике роста ВВП. Широко распространено мнение, что правительство сохранит действие текущих пониженных ставок акцизного налога IPI, по меньшей мере, до конца первого квартала во избежание ажиотажных опережающих покупок в конце текущего года. Негативное влияние на продажи может оказать подорожание легковых автомобилей нижнего ценового уровня на величину от $170 до $340 в связи с обязательностью оборудования всех легких автомобилей, начиная с 1 января, двойными подушками безопасности и тормозами ABS. (Продажа ранее выпущенных машин без этих средств безопасности будет разрешена только до марта). Воздействие на рынок всех этих противоречивых факторов трудно предугадать.
Представители отрасли возлагают также надежды на федеральный план обновления парка грузовиков (в сочетании с утилизационной программой) с последующим, на втором этапе, стимулированием замены старых легких автомобилей. Соответствующее предложение сделано правительству ассоциацией Anfavea совместно с девятью другими организациями, связанными с автомобильными перевозками. Автомобильный парк Бразилии насчитывает около 40 млн. машин, являясь шестым по величине в мире; однако, несмотря на неоднократные попытки, ни одной программы обновления парка до сих пор не было осуществлено.
Статья подготовлена специалистом ОАО «АСМ-холдинг» Ю. Кравцовым
(по материалам ACEA, WardsAuto, Anfavea, SIAM, Inovev, CAAM, just-auto.com, Automotive News, AN Europe)