ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
Компании MAN Truck and Bus и российский филиал ООО «Скания-Русь» концерна Scania Group (оба производителя входят в состав транснационального концерна Volkswagen AG) отчитались на итоговых пресс-конференциях в марте 2015 года о своих продажах на российском рынке автобусов, где позиции немецкого и шведского брендов далеко не так сильны как, например, в составе «Большой тройки» европейских производителей тяжелых грузовиков.
Так, в 2014 году доля автобусов MAN (суммарно с лайнерами VIP-класса бренда Neoplan) на рынке новых больших машин длиной свыше 10 м (3037 ед., –42,1% к 2013 году) с учетом всех брендов, включая российские, составила 1,9% против 1,5% годом ранее. По данным «Автостат Инфо» доля регистраций бренда MAN среди новых автобусов-иномарок незначительно снизилась с 4,5% до 4,4%. Физические регистрации новых машин упали значительнее – с 81 до 57 ед., т.е. на 29,6%. По данным Scania – ее доля в сегменте европейских автобусных брендов (всего 404 ед.) составила 25% или 103 ед. из которых 47 комплектных автобусов и еще 56 шасси, а MAN-Neoplan реализовал 61 ед., заняв 15% данного сегмента, что очень близко к данным «Автостат Инфо».
У Scania рыночная доля (с учетом всех марок) возросла практически в полтора раза – с 0,8% до 1,3% (по данным «Автостат Инфо» Scania среди иномарок составила 3,4% (44 ед.) против 2,6% годом ранее). Все регистрации автобусов-иномарок без деления по длине составили в 2014 году по данным «Автостат Инфо» 1292 ед. (–27,9%), а все регистрации новых автобусов сократились на 29,3% до 11 615 ед.
В сегменте туристических лайнеров MAN смог захватить в прошлом году 45,7% этого сегмента российского рынка, став лидером. В тоже время на долю городских машин MAN пришлось всего 0,9%. В сегменте междугородных лайнеров доля MAN составила 10,3%. Для Scania соответствующие цифры по сегментам – 26,7%, 1,9% и 12,6%. Модельный ряд Scania в России включает лайнер Scania Irizar I6 класса VIP, междугородний/ туристический лайнер OmniExpress и бюджетный совместный шведско-китайский лайнер Scania Higer A80. Кроме того, шведский производитель поставляет шасси на ЛиАЗ («Группа ГАЗ») под ряд моделей, включая междугородний лайнер «Вояж» (5251). С «Группой ГАЗ» 24 сентября 2014 года Scania Group подписала договор о сотрудничестве, включающий расширение общего модельного ряда городских автобусов с агрегатами Scania и расширение сотрудничества в России по продаже и обслуживанию общего модельного ряда. Кстати, контакты с таким частным производителем как ООО «ВОЛГОБАС» прерваны по финансовым причинам.
В свою очередь MAN возлагает в 2015 году большие надежды на новейшую модель Lion’s Intercity R60/ R61 (на базе Lion’s Regio), представляющую собой преемника, выпускавшегося в 1999–2009 годах, «бюджетного» лайнера Lion’s Classic U (A72).
MAN отмечает, что в конце января 2015 года был расширен (введен в июле 2014-го) список запрещенных к закупкам иностранных автобусов, прекратилось госфинансирование профессионального спорта и прочих госструктур и госкорпораций. На фоне кризиса на Украине продолжается рецессия российской экономики. Девальвация рубля привела к сжатию рынка туристических услуг (только в 2014-м обанкротились 10 турбоператоров). Прогноз сокращения рынка автобусов длиннее 10 метров по MAN – 39% (до 1865 ед.). В свою очередь, Scania считает, что после провала в 2015 году, рынок все же начнет рост в 2016 году, который продолжит и в 2017–2018 годах. Правда, данный «оптимистический» прогноз касается, прежде, всего, тяжелых грузовиков (HCV).
Кстати, по данным «Автостат Инфо» за 2 месяца 2015 года регистрации всех автобусов снизились лишь на 4,5% до 1606 ед. против 1682 ед. за аналогичный период прошлого года. Однако автобусы-иномарки упали значительно сильнее: до 47 ед. против 152 годом ранее, т.е. на 69,1%, а регистрации MAN-Neoplan сократились вдвое – с 8 до 4 ед.
avtostat-info.com