ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
Бразилия: спад автомобильного рынка на 1,8% в марте и на 0,8% в первом квартале; в центре внимания – новый промышленный режим
По данным национальной ассоциации Anfavea, продажи новых автомобилей всех типов на бразильском рынке составили в марте 300,6 тыс. ед., сократившись на 1,8% по отношению к марту 2011 года. Всего в первом квартале было продано 818,4 тыс. машин, на 0,8% меньше, чем годом ранее. Из общего количества, 772,3 тыс. составили легкие автомобили, включая 602,3 тыс. легковых автомобилей. По признаку происхождения машин, квартальные продажи автомобилей местного производства сократились на 3,9% до 618,4 тыс. ед., а продажи импортированных автомобилей выросли на 10,0% до 200,0 тыс. ед. Доля импорта в общих продажах неуклонно растет: в 2010 году она составляла 18,8%; в 2011 году выросла до 23,6%; а по итогам 1-го квартала 2012 года увеличилась до 24,4% рынка.
Для обуздания роста импорта и стимулирования местного производства возникла необходимость в принятии новой промышленной политики для автомобильного сектора, основные направления которой были обнародованы в конце сентября прошлого года. В качестве предварительной меры, был повышен на 30% налог на промышленную продукцию (IPI) для всех легких автомобилей, не имеющих 65% местной составляющей в их стоимости. Эта мера несколько замедлила рост импорта, однако многим импортерам удалось компенсировать дополнительное налоговое бремя за счет благоприятного для них обменного курса бразильского реала, оставляющего широкое поле для маневра при импорте.
Наконец, накануне Пасхи правительство объявило давно ожидаемый новый режим для автомобильной промышленности. Это – третья по счету программа такого рода за последние полвека. Первая была принята в 1956 году, вторая датируется 1995 годом; обе были реализованы практически безболезненно. Новый режим представляет собой достаточно сложную связанную программу на период с 2013 до 2017 года, направленную на привлечение в страну новых автопроизводителей, рост инвестиций, расширенное использование компонентов местного производства и организацию исследовательской и инновационной деятельности непосредственно в стране. Новый режим положил конец традиционному методу определения индекса местной составляющей, заменив его подсчетом закупок местных компонентов с пропорциональным снижением 30% надбавки к налогу IPI, что должно удвоить использование компонентов происхождением из Бразилии и других стран зоны Mercosur. Дополнительные налоговые льготы будут предоставляться компаниям, принимающим обязательства инвестировать установленную (в растущих по годам процентах) часть годового оборота в исследования/ инновации и инжиниринговые/ промышленные технологии. Сертификацию хода выполнения принятых обязательств правительство планирует доверить независимым фирмам.
Новый режим таит в себе пока много неясностей, требующих дополнительных уточнений и разъяснений. Особенное беспокойство у менеджеров по закупкам вызывает возможный сбой в цепи поставок компонентов, поскольку многие местные поставщики (особенно поставщики второго уровня как самое слабое звено цепи) не обладают достаточным профессионализмом и не сумеют вовремя адаптироваться к новым требованиям и понести необходимые инвестиционные затраты.
Прогноз рынка: 3,8 млн. автомобилей всех типов в 2012 году с ростом до 5 млн. продаж в 2017 году.
Комментарий А.Ковригина, заместителя генерального директора ОАО «АСМ-холдинг»: анализируя опыт создания и развития автомобильной промышленности в различных странах мира, можно отметить следующее, что практически во всех странах, где создавалась автомобильная промышленность, она становилась ведущей отраслью экономики этих стран. Ранее мы уже писали об опыте создания автомобильной промышленности в Китае и Индии, в которых сейчас происходит бурное развитие автосборочных предприятий и, в первую очередь, предприятий-поставщиков автокомпонентов.
Это объясняется тем, что в автомобильной промышленности основные высокотехнологичные места создаются на предприятиях, выпускающих компонентную базу - предприятиях-поставщиках компонентов I, II и III уровня. На этих предприятиях работает основная масса специалистов: высоко оплачиваемых управленцев, менеджеров, рабочих, которые создают не фиктивные, а реальные научно-технические центры, дизайнерские службы, а также массу смежных производств, обеспечивающих производство высокотехнологичным оборудованием, инструментом, оснасткой и т.д.
Процесс создания компонентов затрагивает машиностроение в целом и, особенно, такие отрасли, как электроника, станкостроение, металлургия, химическая промышленность.
Новая программа развития автомобильной промышленности на период с 2013 по 2017 гг., принятая в Бразилии, дает нам повод задуматься о корректировке критериев локализации автосборочного производства компаний, работающих в условиях нового режима «промышленной сборки» и выработке новой стратегии развития российского автопрома.