ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
По результатам прошедшей 18 марта 2015 года конференции по рынку грузового и пассажирского автотранспорта «коммерческий транспорт 2015» АСМ-холдинг предлагает принять комплекс мер по защите производителей грузовой, специальной техники и автобусов в Российской Федерации.
Комплекс мер по защите производителей грузовой техники в РФ.
1. В целях обеспечения безопасности перевозок на автобусах, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки, а также на автомобилях, перевозящих опасные грузы, ввести ограничения по срокам службы указанных транспортных средств.
2. В целях обеспечения конкурентных преимуществ отечественной коммерческой техники за счет повышения технического уровня и качества выпускаемых комплектующих изделий для грузового автомобилестроения, занимающего особое место в обороноспособности страны, целесообразно подготовить программу развития производства отечественных комплектующих изделий на период до 2022 года.
3. Внести изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации в части введения дифференцированной базовой ставки транспортного налога в зависимости от возраста (экологических классов) автотранспортных средств коммерческого назначения.
4. - Обеспечить поддержку экспорта продукции российской автомобильной промышленности за счет:
- применения механизма связанных кредитов странам-импортерам;
- страхования экспортных контрактов;
- компенсации пошлин стран-импортеров;
- разработки федеральной программы производства в России перспективных комплектующих изделий;
- поставок автомобильной техники в качестве компенсации государственного долга;
- создания единой сети экспортных представительств по продукции отечественного автомобилестроения за рубежом;
субсидирования стоимости доставки коммерческой техники российского производства до рынков сбыта.
5. Ужесточить процедуру контроля за соответствием импортируемых транспортных средств, особенно из стран – не членов Женевского Соглашения 1958 г., установленным требованиям безопасности.
6. Продолжить работу по внесению поправок в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в части внесения в него уточнений и дополнительных положений, регламентирующих ввоз, регистрацию и эксплуатацию на территории Российской Федерации автомобильной техники, которая должна соответствовать условиям дорожного движения, природно-климатическим условиям Российской Федерации.
7. Считать необходимым продолжить в 2015-2016 годах финансирование из средств федерального бюджета следующих мер по антикризисной поддержке предприятий автомобильной -промышленности:
- закупок федеральными органами исполнительной власти коммерческой автомобильной техники для государственных нужд;
- субсидирование перспективных НИОКР, особенно в части улучшения экологических параметров и безопасности автомобильной техники;
субсидирования процентных ставок по автокредитам на покупку лёгких коммерческих автомобилей для малого бизнеса, а также увеличения сроков -субсидирования;
субсидирования процентных ставок по ранее заключённым договорам лизинга на технологическое оборудование для технического перевооружения предприятий, выпускающих грузовые -автомобили, автобусы и автокомпоненты для этой техники;
предоставление бюджетных ассигнований на субсидии по приобретению новых автотранспортных средств коммерческого назначения взамен вышедшей из эксплуатации и сдаваемой на утилизацию техники.
8. В целях развития парка автомобилей, работающих на компримированном природном газе, предлагается:
8.1. Направлять ежегодно средства федерального бюджета в размере 2 млрд. рублей на предоставление субсидий бюджетам регионов Российской Федерации на закупку автомобильной и коммунальной техники, работающей на природном газе, при условии, что доля средств направляемых из бюджета субъекта Российской Федерации составит не менее 50% средств от общей стоимости закупок.
8.2. Включать в госзаказ на 2015 и последующие годы закупку техники, работающей на природном газе.
8.3. Внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части:
предоставления налоговых льгот российским производителям при промышленном освоении производства техники и ее компонентов, использующих природный газ;
освобождения от транспортного налога газобаллонной автомобильной и коммунальной техники заводского изготовления, соответствующей действующим в Российской Федерации требованиям по безопасности и экологии и сертифицированной в установленном порядке.
8.4. Разработать федеральную научно-техническую программу «Природный газ для транспорта, коммунальной и сельскохозяйственной техники».
8.5. Разработать новый свод требований к технике, на которой используется природный газ, а также требования к природному газу, поставляемому для заправки автомобилей, основанных на современных технологических решениях по обеспечению безопасной эксплуатации газобаллонных автомобилей принятой в странах Европы.
8.6. Рекомендовать субъектам Российской Федерации обратить особое внимание на использование природного газа на общественном транспорте. В этих целях:
- снизить ставку арендной платы за землю, на которой расположены предприятия, эксплуатирующие автомобильную и коммунальную технику, а также автомобильные газокомпрессорные станции;
- снизить налог на прибыль предприятий, эксплуатирующих автомобильную и коммунальную технику
обеспечить приоритетное приобретение за счет средств региональных и местных бюджетов автомобильной и коммунальной техники, использующей в качестве топлива природный газ.
Комплекс мер по защите производителей автобусов в РФ.
В течение 2014 года Правительство Российской Федерации предприняло целый ряд шагов, направленных на стимулирование автомобильного производства: установлен преференциальный режим для отечественных производителей в системе государственного и муниципального заказов, с сентября возобновлена работа программы по утилизации автомобилей, в октябре подписано постановление и выделены средства на субсидирование закупок газомоторной техники, с 1 января 2015 года вступает в силу запрет на использование автобусов с правосторонним расположением рулевого управления.
Тем не менее, одни эти меры не способны приостановить падение производства автомобильной техники в стране. По итогам 2014 года указанных автобусов изготовлено 10,5 тыс. против 14,7 тыс. в 2013 году и 19,4 тыс. в 2012 году. Таким образом, уже сегодня можно констатировать, что за два последних года изготовление автобусов сократилось почти в два раза!
Чтобы вернуться к росту автобусного производства, необходимо уже в 2015 году принять комплекс мер:
1. Продлить действие государственной программы закупки газомоторной техники: формирование с ее помощью значительных по численности парков газомоторных автобусов в самых разных городах страны подтолкнет создание в них инфраструктуры в виде газонаполнительных станций, тем самым открыв дорогу широкомасштабной газификации как индивидуального, так и коммерческого автотранспорта.
2. Возобновить программу утилизации автобусной техники и программу софинансирования ее приобретения.
3. Обеспечить выделение средств по программам, названным в п. 1, 2, не позднее первого квартала 2015 года.
4. Разработать и принять программу по выводу из эксплуатации автобусов, эксплуатируемых более определенного срока, который целесообразно установить первоначально в 25 лет, а затем, с интервалом в два года, снизить сначала до 20, а затем – до 15 лет.
5. Повысить доступность приобретения автобусов по лизинговым схемам путем компенсации покупателям части процентной ставки.
6. С целью расширения возможностей пассажирских перевозчиков по обновлению подвижного состава, а также с целью повышения безопасности и эффективности работы общественного транспорта, в кротчайшие сроки разработать и принять федеральный закон «О требованиях к пассажирским перевозчикам и используемым ими транспортным средствам», в котором следует предусмотреть:
– единые требования к конструкции и оснащению подвижного состава, используемого в пассажирских перевозках;
– единые требования к пассажирским перевозчикам;
– единый минимальный тариф на перевозку пассажиров;
– единые требования к процедуре выделения маршрутов перевозчикам (минимальный срок предоставления маршрута в 5 лет и т.д.).
Комплекс мер по защите производителей специальной автомобильной техники в РФ.
Для устранения фактически сложившегося на территории России льготного режима в пользу иностранных производителей спецтехники, в том числе импортеров бывшей в употреблении техники, которая зачастую представляет из себя «промышленный мусор», необходимо принятие Россией следующих аналогичных мер на уровне указов Президента России и Постановлений Правительства РФ:
1. Полное ограничение ввоза бывшей в употреблении спецтехники из Европейского союза. Именно конкуренция с такой продукцией делает невозможным наращивание собственного промышленного производства аналогичных видов техники в России.
2. Усиление нетарифной защиты. Во всем мире стандарты и процедуры сертификации товаров являются серьезным препятствием для доступа на рынок товаров. При этом именно технические барьеры сегодня позволяют западным странам эффективно защищаться от российской продукции в силу сложных и предельно «зарегулированных» процедур получения сертификатов безопасности для доступа на европейский рынок.
3. Разработка и внедрение допустимых в рамках Соглашения с ВТО дополнительных технических барьеров по аналогии с теми, которые уже действуют в отношении отечественного экспорта в Европе (в технических регламентах, ГОСТах, нормативных актах по порядку проведения технических экспертиз и аккредитации и др.), в целях выравнивания условий деятельности отечественных и западных производителей на основе копирования («отзеркаливания») европейских требований по сертификации бывшей в употреблении техники и имплементации ее в нормы российского законодательства (ЕЭК).
4. Внесение изменение в действующее законодательство РФ.
4.1. Для решения проблемы ограничения ввоза на территорию России «промышленного мусора» необходимо доработать проект постановления Правительства России, предусматривающий принятие законодательных мер, не противоречащих обязательствам Российской Федерации в ВТО, по признанию бывшей в употреблении техники отходами производства и потребления в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
4.2. Для создания равных условий деятельности российских и иностранных компаний необходимо рассмотреть возможность внесения изменений в Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 294.
4.3. Необходимо принять меры по внесению изменений в решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «О безопасности колесных транспортных средств», вступившего в силу с 1 января 2015 г., в части установления более жестких требований к сферам безопасности и защиты окружающей среды по отношению к импортной технике, бывшей в эксплуатации, имплементации в него требований европейского законодательства в области порядка допуска на рынок бывшей в употреблении техники.
4.4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации разработать комплекс мер по господдержке отечественных производителей специальной техники.
5. Наведение порядка в системе аккредитации и сертификации.
Необходимо рассмотреть вопрос о передаче «Росаккредитации» из ведения Минэкономразвития России в ведение Минпромторга России, а также усиление состава аппарата Росаккредитации, ее территориальных органов, а также экспертных организаций лицами, преимущественно имеющими базовое техническое образование, а также дополнительное образование в других областях. Требуется также кратное усиление контроля и надзора за деятельностью как сертифицирующих органов, так и экспертов в первую очередь, со стороны органа по аккредитации.
6. Принятие законодательных решений по обновлению парка спецтехники.
В целях эффективного действия уже принятых Правительственных постановлений необходимо расширение понятия «государственных и муниципальных нужд» и распространение их действия на крупнейшие компании, получающие прибыль за счет разработки недр, добычи полезных ископаемых, принадлежащих государству (ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ОАО «Росатом», ОАО «Транснефть» и др. и все их дочерние структуры)
7. Принятие комплекса мер государственной поддержки по защите внутреннего рынка специальной техники при которых станет экономически нецелесообразно использовать морально устаревшую, не отвечающую требованиям технических регламентов спецтехнику (повышение транспортного налога, страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности).
ОАО «АСМ-холдинг»