ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
В Москве прошла Х Международная автомобильная конференция «Двигатели для российских автомобилей», которая состоялась в рамках «Московского Международного автосалона 2008». Предлагаем некоторые итоги ее работы.
Геннадий Корнилов, директор по стратегическому развитию и маркетингу ООО «Силовые агрегаты – Группа ГАЗ», рассказал о перспективной линейке дизельных и бензиновых двигателей. Сегодня холдинг является ведущим производителем дизельных двигателей объёмом от 9 до 18 литров в России и входит в первую десятку по объемам выпуска среди производителей дизелей такой категории в мире. Стратегия Группы ГАЗ направлена на создание полной продуктовой линейки двигателей всех классов, соответствующих перспективным эксплуатационным и экологическим требованиям в сегментах тяжелых, средних и легких дизельных двигателей.
В сегменте тяжелых дизелей это ЯМЗ-650 мощностью 311 - 412 л.с., соответствующий нормам Евро-3/-4/-5. Мотор выпускается по лицензии компании Renault Trucks (Франция).
Общий объем инвестиций по проекту составили 1,83 млрд. руб. Мощность производства – 20 тыс. двигателей в год.
В категории средних 4- и 6-цилиндровых дизельных двигателей представлены ЯМЗ-530, которые разработаны в партнерстве с ведущей инжиниринговой компанией Европы AVL List GmbH (Австрия). Эти моторы также соответствуют перспективным экологическим нормам.
Общий объем инвестиций по проекту 12,6 млрд. руб. Начало серийного производства - второе полугодие 2009 года.
Проектная мощность первой очереди производства: 80 тыс. двигателей в год
К 2012 году планируется расширение программы выпуска до 110 тыс. двигателей в год. Эти двигатели будут устанавливать на автобусы, грузовые автомобили и спецтехнику.
И, наконец, группа легких 4-цилиндровых дизельных двигателей рабочим объемом 2,5 - 3,0 л.
Проект находится в стадии открытия. В настоящее время Группа ГАЗ подбирает стратегического партнера.
Общий объем инвестиций планируется порядка 2 млрд. руб. Производство будет организовано на площадях ООО «Нижегородские моторы» (г. Нижний Новгород). Срок принятия окончательного решения по выбору партнера: III квартал 2008 года. Планируемая мощность производства (2012 год) – более 200 тыс. двигателей в год. Моторы будут примененятся в легких коммерческих автомобилях ОАО «ГАЗ».
Наил Гатауллин, главный конструктор по двигателям ОАО КАМАЗ, в частности, рассказал, что сегодня ОАО «КАМАЗ» выпускает автомобили с двигателями более мощными, экономичными, долговечными и экологически чистыми уровня Евро-3 с электронной системой управления. Базовым в семействе является двигатель 740.60 мощностью 360 л.с. На двигателях уровня Евро-3 с традиционной топливной аппаратурой реализованы минимальные конструктивные изменения, связанные с внедрением системы электронного управления – это установка специальных датчиков и исполнительных механизмов, а также конструктивные изменения цилиндропоршневой группы с целью снижения расхода масла на угар и внедрение мероприятий по обеспечению установленного ресурса двигателей.
Создание и производство транспортных дизельных двигателей Евро-3 проводилось по двум направлениям - на базе традиционной топливной аппаратуры с электронным регулятором с максимальной унификацией основных деталей двигателей уровня Евро-2 и Евро-3. И на базе перспективной топливной аппаратуры с электронным управлением.
В настоящее время разработаны, прошли сертификационные испытания и выпускаются двигатели ЕВРО-3 моделей 740.63-400, 740.60-360, 740.61-320 и 740.62-280 с традиционной топливной аппаратурой с электронным регулятором разработки ОАО «ЯЗДА» и фирмы «BOSCH» с ресурсом не менее 800 тыс. км. пробега.
Сегодня ОАО КАМАЗ разрабатывает дизельные двигатели уровня Евро-4. Как известно, нормы экологического класса 4 для автомобильной техники в России вступают в силу с 1 января 2010 г. Уровень требований по этим нормам может быть обеспечен только с дополнительными системами нейтрализации и обработки отработавших газов (ОГ) двигателей. На базе двигателей уровня Евро-3 с системой топливоподачи аккумуляторного типа и электронной системой управления проводятся работы по развитию двигателей до уровня Евро-4 с использованием вариантов систем нейтрализации и обработки отработавших газов.
Как известно в мире существует два основных направления достижения уровня Евро-4 и выше для дизельных двигателей: во-первых, это система с рециркуляцией охлаждаемых ОГ (EGR) для снижения выбросов NOx и фильтром частиц (DPF). Второй вариант - система с оптимизированным процессом сгорания и системой SCR (селективное восстановление на основе мочевины) для снижения выбросов Nox.
Главное достоинство технологии SCR – минимальное изменение конструкции двигателя и ее системы охлаждения без увеличения объёма радиатора и производительности вентилятора, значительно меньший удельный расход топлива двигателя по сравнению с системой EGR и возможность выполнения на следующем этапе нормативов Евро-5 без каких-либо значительных доработок двигателя. Поэтому ОАО «КАМАЗ» для двигателей уровня Евро-4 выбрало технологию SCR на основе компонентов системы Denoxtronic-2 фирмы «BOSCH». Заявленный уровень технических характеристик двигателей уровня Евро-4: минимальный удельный расход топлива 143-145 г/л.с.∙ч и ресурс не менее 1 млн. км пробега. Завершение полного цикла НИОКР по семействам двигателей КАМАЗ экологического класса 4 и выдача конструкторской документации на технологическую подготовку производства запланированы на ноябрь 2008 года.
Иван Бончев, председатель Комитета производителей автокомпонентов Ассоциации Европейского бизнеса в России (АЕБ), в своем докладе, в частности отметил, что нельзя говорить о качественном скачке в автопроизводстве без развития выпуска автокомпонентов. По мнению Бончева, российская отрасль автокомплектующих традиционно являлась вертикально интегрированной. До 2007 года свыше 95% из 200 российских производителей автокомпонентов снабжали рынок оригинальной российской продукцией. Менее 5% компаний поставляли продукцию западных производителей или иностранных компаний, имеющих свои производства в России. И только 1% компаний экспортировали продукцию за пределы России. Вместе с тем было отмечено, что за последние годы отрасль потерпела изменения – наблюдается определенный уровень консолидации у некоторых крупных российских промышленных групп, а также замечено дальнейшее снижение объемов производства у крупных российских производителей.
Присутствие зарубежных поставщиков компонентов на российском рынке ограничено: в основном в их число входят производители крупных комплектующих, которые выпускаются в небольших объемах и имеют низкую добавленную стоимость, например, сиденья, детали интерьера и бамперы.
Иван Бончев считает, что к 2012 году в России будут производить 1,5 млн. иномарок. Такие цифры смогут привлечь производителей комплектующих, нацеленных на большие объемы производства.
С докладами Николай Данченко, директор «Завода автомобильных катализаторов УЭХК», Тамара Митусова, заведующая отделом ОАО «ВНИИ НП», Николай Ганющкин, начальник отдела специальных и дизельных двигателей Управления пректирования двигателей ОАО «АВТОВАЗ». Дэвид Бейли, менеджер по развитию бизнеса ЭТАС ГмбХ группы БОШ (Германия), Гердт Шрайбер, менеджер BorgWarner Turbo Systems Engineering GmbH (Германия), Маркку Айналли, директор по развитию компании Луватта (Швеция).
Полный текст докладов Х Международной автомобильной конференции «Двигатели для российских автомобилей» можно заказать по электронной почте inf@asm-holding.ru или по тел. +7(495) 626-01-39.