ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
КамАЗ утвердил программу работы в условиях кризиса. Она предполагает отсрочку оплаты поставщикам до трех месяцев, сокращение 10% сотрудников и уменьшение инвестпрограммы на 2009 год втрое. Средства предназначались на разработку нового семейства грузовиков, которое с 2013 года должно было заменить нынешние автомобили. Теперь проект может быть заморожен, если не получит госфинансирования.
Вчера КамАЗ сообщил, что топ-менеджмент завода представил совету директоров программу работы в условиях экономического кризиса. Она предполагает снижение затрат, контроль над оборотными средствами, сокращение персонала, консервацию избыточных мощностей и вывод непрофильных активов. Совет директоров принципиально одобрил программу.
В условиях кризиса КамАЗ накопил складские остатки в размере 2 тыс. автомобилей, что более чем вдвое превышает докризисный показатель (700 машин). КамАЗ уже перешел на неполную рабочую неделю и не выполнит производственный план на 2008 год: выпуск останется на уровне прошлогодних 50 тыс. машин против запланированных 63 тыс. Впрочем, кризис затронул КамАЗ не так сильно, как, например, АвтоВАЗ и группу ГАЗ. Эти автопроизводители говорили, что накопили двухмесячные складские запасы, а ГАЗ не исключал падения производства по итогам года на 20% (АвтоВАЗ прогноз не делал).
Тем не менее, заверили на КамАЗе, одобренная программа должна помочь заводу "не утратить лидирующих рыночных позиций" в условиях кризиса. По итогам 2008 года КамАЗ намерен остаться лидером российского рынка грузовиков с долей 30,1%. Ключевой составляющей программы станет работа с поставщиками, поскольку до 75% себестоимости предприятия приходится на закупку сырья и материалов. КамАЗ намерен добиваться от поставщиков увеличения сроков отсрочки платежей с 30-60 дней до 90 дней.
Более 10% стоимости сырья и материалов, поясняют на КамАЗе — это затраты на покупку металла. Новолипецкий и Магнитогорский меткомбинаты уже обвиняли автопроизводителей, в том числе КамАЗ, в задержке оплаты металла. План КамАЗа по отсрочке платежей металлурги вчера не комментировали.
Другой пункт программы КамАЗа — сокращение 10% персонала, то есть увольнение около 5 тыс. человек. Завод уже начал сокращения: 1,5 тыс. человек были уволены в октябре. Дальнейшие сокращения планируется провести в 2009 году. Каков будет экономический эффект от этого, на КамАЗе не уточняют. Кроме того, завод сворачивает инвестпроекты. Инвестпрограмма КамАЗа на 2009 год изначально превышала $250 млн., однако будет урезана либо до $145 млн., либо до $72 млн.
Инвестиции в первую очередь предназначались на разработку нового семейства грузовых автомобилей с двигателем "Евро-5", которые с 2013 года должны были заменить нынешнее семейство КамАЗов с двигателем "Евро-3". На заводе говорят, что не могут полностью остановить этот инвестпроект, потому что "определенные вложения уже сделаны", но пока ограничатся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами по проектированию нового двигателя, моста, кабины нового грузовика, не закупая оборудование, необходимое для запуска производства.
Между тем, по мнению аналитика Банка Москвы Михаила Лямина, "важнее всего как раз то, чтобы в условиях кризиса КамАЗ не заморозил свои инвестпроекты". Последние несколько лет завод жил в основном за счет работы в сегменте бортовых грузовиков, а его попытки выйти в новые сегменты дорожных тягачей или среднетоннажной техники не увенчались успехом. Если сейчас не будет заложена основа нового модельного ряда, говорит аналитик, то "непонятно, что завод будет делать через три-четыре года". Теоретически технологии мог бы предоставить Daimler, с которым КамАЗ ведет переговоры о стратегическом партнерстве, однако насколько это реально в условиях кризиса, непонятно, говорит Михаил Лямин. С ним согласен Михаил Пак из ИФК "Метрополь", который напоминает, что КамАЗ уже попросил госфинансирование на общую сумму $450 млн. На КамАЗе говорят, что схема выделения этих денег пока не определена.
kommersant.ru