ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
Результаты первых двух месяцев 2015 года на российском авторынке стали настоящим «ледяным дождем» для подавляющего числа брендов, включая и отечественные. Шутка ли, падение регистраций по данным ООО «Автостат Инфо» составило около 50%! При этом у половины брендов продажи рухнули еще ниже. Вот только выводы из данных цифр сделаны некоторыми игроками рынка прямо противоположные.
Так американский концерн General Motors предпочел заявить об окончательном уходе из России бренда Opel (–83,9% за январь-февраль 2015 года) и тотальном сокращении российской модельной линейки бренда Chevrolet (–76,4%). В наибольшей степени продажи обоих брендов упали на Урале и в столичном регионе. В результате, первой же реакцией российских партнеров GM по нескольким СП, созданным в предыдущие годы, а также многочисленных дилеров стала кампания подачи исков за нарушение контрактных обязательств. Так, что даже объявление американцами о снижении цен на 25% для распродажи стоков, правда, после более чем 60-процентного роста в конце января, может напороться на противодействие со стороны своей же дилерской сети. А замораживание производственных мощностей? Только у калининградского «Автотора» оно составит все 50%! Впрочем, представители тольяттинского СП GM-АВТОВАЗ от намерения выпустить в 2016 году второе поколение Chevrolet Niva не отказываются.
Кроме того, южнокорейский SsangYong объявил о трехмесячном моратории на поставки машинокомплектов и, вообще, экспорте в Россию «до окончательной стабилизации рубля», а по первой информации чуть ли не о разрыве со своим многолетним российским партнером – компанией SOLLERS.
Напротив, подтверждением «инвестиционной» тенденции могут служить заявления французских производителей, у которых дела идут не менее отвратительно, чем у американцев, но выводы из этого делаются прямо противоположные. Так, у Citroen регистрации сократились за январь-февраль на 81,7%, у Peugeot – на 82,5%, а у Renault – на 57,1%. Однако представитель PSA г-н Маршаль сказал, что нынешние трудности – дополнительная возможность для оптимизации производственных затрат, повышения степени локализации, привлечения российских специалистов взамен иностранцев и т.д. А отказ от присутствия на таком важном рынке как российский фактически невозможен. Об этом же заявляют также Renault и Nissan, вместе с АВТОВАЗом входящие в лидирующую на рынке группу автопроизводителей. Так, Renault продолжит в 2015 году активное обновление своего российского модельного ряда. На АВТОВАЗе запускается линия по выпуску моторов Nissan, что значительно поднимет уровень локализации всех брендов альянса.
В целом, японские производители, включая Toyota, Mazda, Mitsubishi и Honda готовы еще гибче работать с объемами поставок (включая производство на СП) в Россию, но полностью сворачивать присутствие на стратегически важном рынке категорически не собираются.
Инвестиционного направления придерживаются также Ford и Volkswagen/ Первый собирается предложить до конца года несколько новых моделей, а немцы запускают в Калуге завод по производству 1,6-литровых бензиновых двигателей. Не собирается покидать Россию и альянс Fiat-Chrysler (FCA), сборочных мощностей на сегодня в России, кстати, не имеющий.
Ряд китайских автопроизводителей, например, Great Wall, Geely и GAC также озвучили не только твердое намерение оставаться в Росси, но и построить здесь собственные производства. Китайцы отчетливо понимают, что путь на мировой автомобильный рынок для них практически возможен только через Россию.
В российском Минпромторге не считают решение GM политическим: просто данный производитель просчитался с уровнем локализации, которая у него не превышает 25%, что в условиях нынешней конъюнктуры сделало реализацию его моделей совершенно нерентабельной. Также в Минпромторге надеются, что решение GM так и останется единичным, а прочие автопроизводители, прежде всего, корейцы, поднявшие уровень локализации уже выше 50%, поступят более осмотрительно и расчетливо. Если, конечно, кардинальным образом в России не ухудшится общеэкономическая ситуация и снова не упадет курс рубля.
И все же, как говорится, «осадок остался» – если кардинальное решение GM по России «совершенно политически не ангажировано», то почему оно столь разительно расходится с действиями концерна Ford и с действиями на обрушившемся российском рынке 2009 года? Не потому ли, что во время мирового кризиса 2008-2009 гг. правительство США «за уши» вытащило GM из долговой ямы, а Ford справился своими силами? Долг платежом красен?
avtostat-info.com