ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
Импорт легковых автомобилей в Россию юридическими лицами сократился по итогам четырех месяцев этого года на 50,4% к уровню аналогичного периода 2014 г. – до 112 660 машин (из них 97% – новые). Это следует из данных «АСМ-холдинга», предоставленных «Ведомостям». В деньгах импорт снизился на 53,2% до $2,18 млрд. Какая часть легковых автомобилей, проданных в России за это время, была импортной, «АСМ-холдинг» не указывает. В I квартале 2015 г. их доля составляла 21,6% против 25,7% годом прежде.
По числу легковых машин, ввезенных за четыре месяца, лидирует японская Toyota (см. таблицу): импорт ее автомобилей снизился год к году только на 12,4%. У Toyota есть и российский завод (в Санкт-Петербурге), но там выпускается лишь одна модель. Продажи автомобилей Toyota в России упали в январе – апреле на 38%, свидетельствуют данные комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В перспективе импорт Toyota может сократиться больше: по данным «АСМ-холдинга», почти половина ввозимых автомобилей этой марки приходится на Тоуота RAV4, а ее компания в 2016 г. начнет выпускать в России. О перспективах импорта представитель Toyota говорить не стал, а снижение по итогам четырех месяцев связал с падением спроса на рынке.
На втором месте – корейская Hyundai. Ее автомобили выпускаются на заводе в Санкт-Петербурге и на мощностях калининградского «Автотора». Импорт этой марки сократился в январе – апреле на 36,4%, продажи на российском рынке – только на 6%. Третья – немецкая Mercedes-Benz, которая еще не определилась с площадкой для производства легковых автомобилей в России. Ее импорт снизился на 17,7%, а продажи, напротив, выросли на 4%.
Из всех марок, входящих в топ-10 по масштабам импорта, больше всех пострадал японский Nissan – у него падение в 6,3 раза. На вопросы «Ведомостей» представитель компании не ответил. А аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов объясняет резкое падение импорта ее автомобилей общим сокращением спроса на марку в России (в январе – апреле продажи снизились на 41%) и активным расширением локального производства. Автомобили Nissan производятся на заводе компании в Санкт-Петербурге и на мощностях партнеров – «АвтоВАЗа» (в Тольятти и Ижевске) и Renault (в Москве). Всего в прошлом году, по данным японского автоконцерна, в России выпущено 95 800 автомобилей – на 41% больше, чем годом ранее.
Единственным участником топ-10, увеличившим импорт, оказался Lexus: ввоз его автомобилей вырос в январе – апреле на 57,2%. Во-первых, они не выпускаются в России, во-вторых, эта марка – одна из немногих в России, продажи которой растут благодаря стабильному спросу в сегменте премиум, напоминает Беспалов. В январе – апреле 2015 г. российские продажи Lexus увеличились на 13%, по данным АЕБ.
В целом падение импорта легковых машин набирает обороты: если в 2014 г. сокращение составляло 23,4%, то в I квартале 2015 г. – уже 46,1%, свидетельствуют данные «АСМ-холдинга». Ввоз легковых автомобилей в Россию частными лицами сократился в январе – апреле вчетверо до 9300 машин (более 90% – подержанные), считают эксперты компании.
Импорт падает уже несколько лет по мере развития местных производств иностранных автоконцернов, напоминает Беспалов. В 2013 г. к этому фактору прибавилось снижение спроса на рынке, а в конце 2014 г. – еще и резкая девальвация рубля, повысившая цены на импортные автомобили, говорит он. По итогам всего 2015 года импорт легковых автомобилей в Россию может сократиться на 35% при ожидаемом 20–25%-ном падении местного рынка, прогнозирует аналитик.
Источник: Владимир Штанов