ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
С будущего года российский рынок лишится «чертовой дюжины» моделей производства концерна General Motors: Chevrolet Aveo, Captiva, Cobalt, Cruze, Orlando, Spark и TrailBlazer, а также всего модельного ряда Opel – Astra, Antara, Insignia, Meriva, Mokka и Zafira. Сюда же вполне можно отнести и несостоявшийся внедорожник Chevrolet Niva II.
Обвал продаж за первые два месяца 2015 года – минус 83,9% регистраций Opel (–10 199 ед.) и минус 76,4% регистраций Chevrolet (–18 349 ед.) при падении всего рынка на 49,6% по данным ООО «Автостат Инфо», очевидно, подтолкнули концерн General Motors к решению вообще убрать до конца декабря 2015 года с российского рынка все модели среднего ценового сегмента, оставив от линейки Chevrolet только два спорткара Camaro и Corvette, а также полноразмерный внедорожник Tahoe. Также сохранится и модельный ряд Cadillac (–46,6% или 83 ед.). Соответственно такое решение означает полный уход бренда Opel из России, сборка моделей которого осуществлялась на заводе в Шушарах по Санкт-Петербургом. Завод будет остановлен в середине этого года и законсервирован, но гарантийная и сервисная поддержка уже приобретенных автомобилей, естественно, сохранится. Также прекратится и контрактная сборка модели Chevrolet Aveo на мощностях АЗ ГАЗ в Нижнем Новгороде и в Калининграде («Автотор»), где также свернут сборку всех моделей Opel – Insignia, Meriva и Zafira.
Интересно, что первые слухи о закрытии шушарского завода GM (здесь осуществляют CKD-сборку моделей Chevrolet Cruze и Opel Astra J, а также SKD-сборку Chevrolet TrailBlazer и модельного ряда Cadillac) пошли еще в ноябре прошлого года, после того как месяцем ранее завод был переведен на односменную работу, а также были перенесены на неопределенный срок планы расширения производственных мощностей с 98 000 до 230 000 автомобилей, что стоило увольнения 500 рабочим из двух тысяч, правда, с компенсационными пакетами. Но, тогда слухи о полном закрытии были опровергнуты представительством компании. На фоне «умеренного» падения продаж в 2014 году (и их фактического оживления в ноябре-декабре под влиянием девальвации рубля) такое решение еще было вполне резонным. Так по данным ООО «Автостат Инфо» суммарные регистрации за 2014 год бренда Chevrolet составили 124 682 ед. (–30,8%), а Opel – 66 178 ед. (–21%). Кстати, за весь прошлый год было зарегистрировано «остающихся» масклкаров Camaro – 147 ед. (–17,4% к 2013 году), спорткаров Corvette – 19 ед. (рост в 19 раз!), а внедорожников Tahoe – 635 ед. (–62,8%). Так, что ни о каком сколько-нибудь существенном присутствии бренда Chevrolet на российском рынке говорить уже не придется. Кстати, моделей Cadillac в 2014-м было зарегистрировано суммарно 1319 ед. (–5,4%), что делает понятным сохранение именно этого премиального бренда, впрочем, теперь, становящегося полностью импортируемым.
В целом смена «генерального плана по завоеванию России» обойдется GM в $600 млн, часть которых буде потрачена на рекламные кампании по распродаже стоков, секвестру дилерской сети и выплате штрафов и неустоек, а также выплате выходных пособий персоналу. Так, каждому сокращаемому в нынешнем году шушарскому рабочему по данным «Ъ» придется по «7-окладному» выходному пособию.
Под полный секвестр, естественно, попал и проект расширения мощностей СП GM –АВТОВАЗ с 80 000 до 120 000 автомобилей, вместе с проектом Chevrolet Niva II, с помпой продемонстрированной на Московском автосалоне в августе 2014 года. Впрочем, выпуск нынешнего поколения Chevrolet Niva сохранится по-прежнему и, очевидно, значительно долее, чем GM намечала раньше. Да, по другому и быть не могло, ведь этот фактически чисто российский внедорожник «Нива II» (ВАЗ-21236) составляет значительную долю продаж американского бренда. Так, в 2014-м по данным ООО «Автостат Инфо» на нее пришлось 34,6% (43 189 ед.) всех регистраций бренда Chevrolet в России (124 682 ед.), а с начала 2015 года просто львиную – 66,33% (3755 ед.).
Президент концерна GM Дэн Амман заявил, что: «Изменение нашей бизнес модели в России стало частью глобальной стратегии по обеспечению долгосрочного успеха на рынках, где мы присутствуем. Это решение позволяет избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой». Если также учесть, что еще в 2013 году GM убрал из-за плохих финансовых результатов бренд Chevrolet из Европы, то, как говорится, комментарии излишни.
avtostat-info.com