ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
Декабрьские показатели продаж ознаменовали заключительный аккорд в динамичном подъеме российского автомобильного рынка в 2010 году. Отмеченный в декабре суммарный рост продаж автомобилей всех типов, по отношению к декабрю 2009 года, составил +56%. Это позволило завершить 2010 год с результатом 2,08 млн. всех продаж на первичном рынке, или на 33% выше итога 2009 года.
В секторах коммерческих автомобилей итоговые (с начала года) объемы продаж росли подряд, начиная с марта, по грузовикам и, еще с февраля, по автобусам. По результатам продаж за весь 2010 год темп прироста рынка грузовиков в годовом исчислении составил +79,1%, а автобусов +40,7%. Рынок легковых автомобилей начал оживляться в апреле после вступления в силу субсидируемой правительством программы утилизации, при этом темп прироста продаж постоянно ускорялся. Если за первые 6 месяцев 2010 года он составил скромную величину +1,1%, то за 7 месяцев вырос до +7,3%, за 8 месяцев увеличился до +12,4%, за 9 месяцев поднялся до +17,1%, за 10 месяцев увеличился до +21,2%, за 11 месяцев вырос до +26,4%, а по итогам 12 месяцев 2010 года достиг рекордного показателя +29,2% в годовом исчислении.
Рынок легковых автомобилей
Общий объем продаж легковых автомобилей на рынке России в 2010 году составил 1812,5 тыс. единиц, что на 29,2% выше годового результата прошлого года. В то же время, по сравнению с итогом 2008 года, когда было продано 3121,5 тыс. легковых автомобилей, падение рынка с докризисных позиций, несмотря на уверенное сокращение разрыва, продолжает составлять внушительную величину -41,9%.
Проводимый нами ежемесячно анализ структуры рынка легковых автомобилей по их происхождению (на основе данных продаж нарастающим итогом с начала года) показывает, что установившееся после начала оживления продаж в апреле долевое соотношение сегментов рынка было подвержено на протяжении остальных месяцев года колебаниям в незначительных пределах, без явно выраженных трендов. Иными словами, рост продаж наблюдался фактически пропорционально во всех сегментах.
Сравнение структуры рынка легковых автомобилей по их происхождению за 12 месяцев 2010 и 2009 годов позволяет выявить следующие изменения, произошедшие за год. Прежде всего, это существенный рост продаж отечественных моделей и, особенно, иномарок российской сборки (подпадающих под действие утилизационной программы) при значительном сокращении импорта – как нового, так и подержанного.
Продажи импортированных новых иномарок сократились на 13,3% до 621,7 тыс. ед., а их доля на рынке сузилась с 51,1% до 34,3%. Ввоз подержанных машин корпоративными импортерами перестал играть сколько-нибудь заметную роль на рынке. На подержанный импорт пришлось всего лишь 0,4% рынка против 1,0% годом ранее. Суммарные продажи всех новых легковых автомобилей составили 1804,4 тыс. машин, увеличившись на 29,9%.
Продажи отечественных моделей составили 567,3 тыс. ед., превысив на 45,5% уровень продаж годичной давности (389,9 тыс. ед.), при этом их рыночная доля увеличилась на 3,5 процентного пункта до 31,3%. Внушительный рост, более чем вдвое, отмечен в сегменте иномарок российской сборки, объем продаж которых составил 615,4 тыс. машин (против 282,2 тыс. ед. в январе-декабре 2009 года), а их рыночная доля увеличилась с 20,1% до 34,0%, превзойдя на 2,7 пункта долю отечественных моделей. Совокупная же доля автомобилей, собранных в России (отечественных и иномарок) составила 65,3% рынка против 47,9% в 2009 году.
Рынок грузовых автомобилей
Начавшееся в марте 2010 года восстановление рынка грузовых автомобилей России успешно продолжалось до конца года. За весь 2010 год продано 213,32 тыс. грузовиков, что соответствует приросту в годовом исчислении на 79,1% (против темпа +26,8% по итогам первого квартала, +62,5% за первое полугодие и +81,7% за первые три квартала 2010 года). Тем не менее, при столь высоком темпе восстановления рынка, сектор грузовых автомобилей продолжает испытывать и самое значительное падение продаж (-50,4%) по сравнению с итогом докризисного 2008 года, когда было продано 430,33 тыс. грузовиков.
Абсолютный рост продаж имел место во всех сегментах рынка, кроме подержанного импорта. Продажи отечественных грузовиков увеличились с 74,89 тыс. до 124,96 тыс. машин, однако их рыночная доля сократилась на 4,3 пункта до 58,6% в связи с опережающим ростом продаж в сегментах «российских иномарок» и, особенно, нового импорта. Продажи импортированных новых иномарок выросли более чем в три раза до 62,62 тыс. ед., а их доля на рынке увеличилась с 17,4% до 29,3%. Существенно возросли продажи «российских иномарок» - как в абсолютных величинах (с 7,13 тыс. ед. до 13,98 тыс. ед.), так и в долевом отношении (с 6,0% до 6,6% рынка). Продажи импортированных подержанных машин сократились на 28,2% до 11,76 тыс. ед., а их доля на рынке сузилась с 13,7% до 5,5%.
Рынок автобусов
Этот сектор российского автомобильного рынка первым испытал на себе воздействие экономического кризиса и первым же начал выход из состояния рецессии. Темп прироста продаж автобусов с начала 2010 года, по отношению к соответствующему периоду 2009 года, составил в феврале +16,6%, в марте +25%, в апреле +39,8%, в период с мая по август стабилизировался на уровне +44-46%, в сентябре повысился до +50,2%, в октябре увеличился до +53,5%, в ноябре стал замедляться (+45,7%) и по итогам года составил +40,7%. Общее количество проданных на российском рынке в январе-декабре 2010 года автобусов составило 51 587 ед. против 36 668 ед. годом ранее. По отношению к итогу 2008 года (когда было продано 67 650 ед.) темп спада продаж автобусов является наименьшим по сравнению с другими секторами автомобильного рынка, но составляет пока -23,7%.
Прирост продаж автобусов за 12 месяцев 2010 года (по отношению к 2009 году), который составил в совокупности +45,7%, зафиксирован в разной степени во всех сегментах автобусного рынка.
Продажи продукции отечественных автобусных заводов выросли на 31,1% до 37 414 ед., однако их рыночная доля сократилась с 77,8% до 72,5%. Опережение растущего спроса на автобусы по сравнению с темпами роста их производства обусловило рост импорта. Если год тому назад объемы импорта почти полностью перекрывались экспортом новых автобусов, то по итогам 2010 года внешнеторговый баланс по автобусам оказался заметно нарушенным в пользу импорта. При сохранении объема экспорта за 12 месяцев на уровне 2,1 тыс. автобусов новый импорт увеличился в 3 раза до 6643 автобусов с расширением рыночной доли этого сегмента с 6,0% до 12,9%. Подержанный импорт также вырос (с 739 до 1518 ед.), хотя его доля осталась на весьма незначительном уровне (2,9%).
В сегменте «российских иномарок», благодаря наращиванию производства микроавтобусов Fiat Ducato группой «Соллерс» в Елабуге, а также микроавтобусов Ford Transit в ООО СТ «Нижегородец» и малых городских автобусов Hyundai County на ТАГАЗе, отмечен рост продаж на 15,8% до 6012 автобусов. В то же время отставание от совокупного темпа роста автобусного рынка привело к сокращению за год рыночной доли этого сегмента на 2,5 пункта до 11,7%. В качестве новых поставщиков «российских иномарок» следует отметить Ростовский автобусный завод и новое предприятие «Кузбасс-Авто» в Кемеровской области. Оба завода освоили сборку и начали с августа, пока еще в незначительных количествах, отгрузки потребителям популярной модели Hyundai County.
Прогнозные ожидания на 2011 год
Рост покупательской активности на фоне продления программы утилизации подержанных автомобилей и льготного кредитования в условиях укрепления российской экономики позволяет рассчитывать на дальнейшее восстановление автомобильного рынка России в 2011 году, хотя для возврата на трехмиллионный уровень 2008 года, по мнению многих аналитиков, потребуются не менее двух лет.
По прогнозу Комитета автопроизводителей АЕБ, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей на российском рынке вырастут в 2011 году на 17% до 2,24 млн. машин. «Мы могли бы оценить рынок этого года в 2,9 млн. машин, но это было бы, возможно, натяжкой», - заявил на годовой пресс-конференции 13 января председатель комитета Дэвид Томас. «Но в 2012 году мы вернемся к уровню 2,8-2,9 миллиона». Одной неделей позже агентство Reuters опубликовало более высокую прогнозную оценку компании PricewaterhouseCoopers, согласно которой ожидается рост российских продаж легковых автомобилей в 2011 году на величину в довольно широком диапазоне от 20% до 35%.
По оценке ОАО «АСМ-холдинг», наиболее вероятным будет рост автомобильного рынка в 2011 году на 20-25% до 2,5-2,6 млн. единиц, включая 2,2-2,3 млн. легковых автомобилей.
Более подробная информация по производству и рынку автомобильной техники приведена в выпуске №12/2010 «Аналитического обзора», который можно заказать в ОАО «АСМ-холдинг».