ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
Объем оптовых продаж легковых автомобилей вырос по итогам января-сентября на 15,3% по отношению к первым девяти месяцам 2011 года и составил 2 158,1 тыс. единиц. Сравнение структуры рынка легковых автомобилей по их происхождению в январе-сентябре 2012 и 2011 годов показывает следующие изменения.
Продажи отечественных автомобилей снизились на 23,7 тыс. машин до 456,2 тыс. ед., а их рыночная доля сократилась с 25,6% до 21,1%. Продажи иномарок российской сборки выросли с 729,8 тыс. ед. до 934,9 тыс. ед. при расширении их доли на 4,3 процентного пункта с 39,0% до 43,3%. Продажи в этом сегменте и обусловили, в основном, общий рост рынка. Совокупная доля продаж легковых автомобилей, собранных в России (отечественных и иномарок), слегка уменьшилась, составив 64,4% рынка против 64,6% в январе-сентябре 2011 года.
Продажи импортированных новых иномарок увеличились на 15,4% до 756,9 тыс. ед. при сохранении их рыночной доли на прежнем уровне (35,1%). Ввоз подержанных легковых автомобилей корпоративными импортерами, уже не играющий заметной роли на рынке, увеличился в рассматриваемом периоде в 1,9 раза до 10,1 тыс. машин, а его рыночная доля составила 0,5% против 0,3% годом ранее.
В то время как по итогам первых трех кварталов года структура рынка не претерпела существенных изменений по сравнению с итогами семи и восьми месяцев, сопоставление месячных данных импорта в июле, августе и сентябре позволяет более наглядно выявить воздействие на автомобильный рынок факта присоединения России к ВТО и введения утилизационного сбора. Так, в каждом из этих трех месяцев 2011 года импорт новых легковых автомобилей составлял от 70 до 80 тыс. ед., а подержанных 400-500 единиц. В 2012 году импортные поставки за те же три месяца распределились следующим образом: в июле импорт новых машин составил 94,2 тыс. ед., а подержанных 1,1 тыс. ед. (оба показателя – на среднем уровне предшествующих месяцев); в августе импорт новых машин вырос до 123,7 тыс. ед., подержанных – до 3,5 тыс. ед.; в сентябре импорт упал до 54,4 тыс. ед. и 272 ед. соответственно. Всплеск импорта в августе вполне очевидно отражал стремление импортеров избежать утилизационного сбора; однако по результатам следующих месяцев предстоит выяснить, что явилось главным движущим фактором сентябрьского падения импорта – утилизационный сбор или опережающие закупки в августе. Не исключено, что в ближайшем будущем сбор сможет стабилизировать импорт на сложившемся за первые три квартала уровне, нейтрализуя тренд падения цен как следствие снижения таможенных тарифов.
По отношению к результатам января-сентября 2008 года, продажи легковых автомобилей за первые девять месяцев 2012 года снизились на 11,2%.