ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
Российские продажи грузовиков в январе-сентябре 2012 года выросли по отношению к первым девяти месяцам 2011 года сопоставимым с динамикой роста рынка легковых автомобилей темпом – на 15,9% до 270,36 тыс. единиц. Абсолютный рост продаж зафиксирован во всех сегментах рынка. Отгрузки отечественных автомобилей увеличились на 6,0% до 124,36 тыс. ед. Рыночная доля этого сегмента, составлявшая годом ранее чуть более половины рынка, сократилась на 4,2 пункта до 46,0%, однако он продолжает удерживать позицию крупнейшего рыночного сегмента. Продажи «российских иномарок» увеличились с 15,61 тыс. до 20,05 тыс. грузовиков, а их рыночная доля прибавила 0,7 пункта до 7,4%. Положительному сдвигу способствовало освоение и наращивание производства фургонов Ford Transit компанией Форд Соллерс Елабуга. Тем не менее, совокупная доля произведенных в России грузовиков (отечественных и иномарок) сузилась от 56,9% до 53,4%. Импорт новых грузовиков, включая поставки из Республики Беларусь, вырос на 24,0% до 110,21 тыс. машин с увеличением рыночной доли на 2,7 пункта до 40,8%. Продажи импортированных подержанных машин увеличились на 35,9% до 15,74 тыс. ед. при расширении их доли на 0,8 пункта до 5,8%.
В то же время сравнительный анализ структуры рынка грузовиков по итогам девяти и восьми месяцев 2012 года показывает заметное сокращение долей импорта при соответствующем увеличении долей машин местного производства, что непосредственно связано с введением утилизационного сбора. Таможенная статистика показывает, что после 15-процентного роста импорта грузовиков в августе (по отношению к июлю) до 21,5 тыс. ед., в сентябре импорт резко сократился до 3,6 тыс. ед., причем это шестикратное сокращение затронуло в равной степени как новые, так и подержанные машины. Можно предположить, что это явление приобретет характер тренда, который замедлит рост рынка за счет сдерживания импорта, однако для определенных выводов требуется время.
Пока же отставание в продажах грузовиков по сравнению с показателями января-сентября 2008 года остается наиболее существенным из всех секторов автомобильного рынка (-22,6%).