ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
По результатам первых трех кварталов 2012 года автобусный рынок характеризовался более высоким (хотя и замедляющимся) темпом восстановления, чем автомобильный рынок в целом. По сравнению с первыми девятью месяцами прошлого года, продажи автобусов выросли на 21,1% и составили 50 455 единиц. В структуре рынка по классам автобусов продолжался сдвиг в сторону автобусов особо малого класса (микроавтобусов), доля которых увеличилась до 59,1% от 57,5% в январе-сентябре 2011 года. Абсолютный рост продаж отмечен во всех сегментах рынка автобусов по происхождению машин, кроме сегмента иномарок российской сборки, в котором, начиная с итогового показателя семи месяцев, продолжает наблюдаться спад продаж.
Наиболее динамично рос сегмент отечественных автобусов, продажи которых увеличились на 35,9% до 30 469 единиц при расширении их рыночной доли на 6,6 пункта до 60,4%.
Продажи «российских иномарок» упали на 8,8% до 6 596 автобусов, а их доля на рынке сократилась с 17,4% до 13,1%. Снижение объема продаж в этом сегменте было обусловлено, в первую очередь, сокращением отгрузок автобусов с предприятий группы Соллерс в ОЭЗ «Алабуга» с 1737 единиц до 218 единиц ввиду прекращения выпуска микроавтобусов Fiat Ducato и медленного освоения производства альтернативной модели Ford Transit. Сократили свои поставки и такие достаточно крупные производители автобусов иностранных моделей, как ПКФ Луидор и ТАГАЗ. Единственным предприятием, которое продолжает наращивать выпуск продукции в этом сегменте (собирая микроавтобусы на базе фургонов Ford Transit) является СТ Нижегородец, на долю которого в январе-сентябре пришлось 69,9% всех продаж в сегменте «российских иномарок» (против 33,4% годом ранее). Рост производства на этом предприятии полностью перекрыл резкое сокращение отгрузок микроавтобусов из Елабуги, но не смог компенсировать всего объема снижения поставок другими производителями «российских иномарок». Тем не менее, благодаря существенному росту поставок на рынок отечественных моделей, совокупная доля продаж произведенных в стране автобусов (отечественных и иномарок) увеличилась от 71,2% до 73,5%.
В сегменте импортированных новых автобусов, включая поставки из Республики Беларусь, отмечен рост продаж на 9,2% до 10 310 машин, но рыночная доля этого сегмента сократилась на 2,2 пункта – с 22,6% до 20,4%. Подержанный импорт вырос на 19,6% до 3 080 автобусов при сокращении доли этого сегмента автобусного рынка на 0,1 пункта до 6,1%.
Сокращение долей импорта в структуре автобусного рынка по итогам девяти месяцев явилось отражением резкого изменения картины импортных поставок автобусов в сентябре, на которых наиболее радикально сказалось введение утилизационного сбора. После незначительного роста импорта автобусов в августе (на 5% к июлю, до 2040 единиц), произошел резкий обвал импорта в сентябре до 185 автобусов, при этом импорт новых автобусов сократился по отношению к предыдущему месяцу в 10 раз, а подержанных – в 23 раза. Последствия такого рода рыночного потрясения пока трудно предсказать, и для объективной оценки развития ситуации потребуется взвешенный всесторонний анализ.
При наиболее высоком темпе роста продаж, наблюдаемом в автобусном секторе, отставание от объемов продаж автобусов за первые девять месяцев 2008 года составило 8,2%. Это – самый благоприятный результат среди всех секторов российского автомобильного рынка. Однако, несмотря на динамичное восстановление рыночного сегмента отечественной автобусной продукции, продажи в этом сегменте все еще отстают на 27,7% от уровня января-сентября 2008 года, когда на внутренний рынок было отгружено 42 165 отечественных автобусов.