ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
В период с января по сентябрь 2011 года продолжалось быстрое восстановление российского автомобильного рынка. Совокупный объем продаж автомобилей всех типов и всех сегментов по источникам происхождения (традиционные отечественные марки, иномарки российской сборки, новый импорт и подержанный импорт) составил за первые три квартала года 2 100,1 тыс. единиц, или на 46,3% больше объема продаж в январе-сентябре 2010 года. Темп прироста продаж в годовом исчислении продолжал замедляться. Для сравнения: если по результатам первого квартала он находился на высокой отметке +81,0%, то по итогам первого полугодия он опустился до уровня +58,4%, за семь месяцев составил +51,2%, а за восемь месяцев замедлился до 49,5%. Замедление темпов роста рынка вполне объяснимо, поскольку сравнение ведется теперь с периодом активного восстановления рынка в 2010 году. С другой стороны, по отношению к показателям рынка за первые девять месяцев докризисного 2008 года, отставание суммарных продаж автомобильной техники по-прежнему составляет существенную величину (-28,3%), сокращаясь весьма медленно.
Динамика продаж автомобилей по отдельным типам и сегментам, как и в предыдущие месяцы года, была неоднородной. Продолжилось, впервые отмеченное в апреле, замедление темпа роста продаж в секторе легковых автомобилей (+45,0% за 9 месяцев против +48,2% за 8 месяцев, +50,8% за 7 месяцев, +56,3% за 6 месяцев, +60,7% за 5 месяцев и +65,0% за январь-апрель). Прирост рынка грузовиков за 9 месяцев замедлился до +64,5% против показателей +69,0% за 8 месяцев, +85,7% за первое полугодие и +101,7% за 5 месяцев. Рост продаж автобусов за 9 месяцев замедлился до +19,8% от +20,0% за 8 месяцев, +22,5% за 7 месяцев, +27,4% в первом полугодии и +31,5% за первые пять месяцев 2011 года. Долевая структура рынка по происхождению машин во всех трех секторах (легковые, грузовые и автобусы) по итогам января-сентября 2011 года не претерпела заметных изменений по сравнению с результатами продаж в первом полугодии и последующих двух месяцах.
Рынок легковых автомобилей
Продажи легковых автомобилей выросли по итогам января-сентября 2011 года на 45,0% по отношению к результатам первых девяти месяцев 2010 года и составили 1 834,2 тыс. единиц. Сравнение структуры рынка легковых автомобилей по их происхождению в январе-сентябре 2011 и 2010 годов выявляет следующую динамику изменений за последние 12 месяцев. Абсолютный рост продаж отмечен во всех сегментах рынка кроме подержанного импорта, но при этом имело место заметное перераспределение рыночных долей в пользу произведенных в стране иномарок за счет соответственного сокращения доли отечественных машин при практически неизменной доле нового импорта.
Продажи отечественных автомобилей выросли с 401,0 тыс. ед. до 480,4 тыс. ед. (+19,8%), но их рыночная доля потеряла 5,5 пункта, сократившись с 31,7% до 26,2%. Продажи иномарок российской сборки выросли с 431,8 тыс. ед. до 728,3 тыс. ед. (+68,7%), а их доля расширилась с 34,1% до 39,7%. Совокупная доля продаж легковых автомобилей, собранных в России (отечественных и иномарок), составила 65,9% рынка, оставшись на уровне января-сентября 2010 года (65,8%).
Продажи импортированных новых иномарок увеличились на 45,7% до 620,2 тыс. ед., при практическом сохранении их рыночной доли (33,8% против 33,7% годом ранее). Ввоз подержанных машин корпоративными импортерами утратил сколько-нибудь заметную роль на рынке. На подержанный импорт пришлось всего лишь 5,3 тыс. автомобилей, или 0,3% рынка против 0,5% годом ранее. (Для справки: ввоз подержанных автомобилей физическими лицами, не учитываемый в официальной статистике внешней торговли и не принимаемый в расчет первичного рынка, составил за 9 месяцев 2011 года 101,1 тыс. ед. против 86,2 тыс. ед. годом ранее).
Несмотря на положительную динамику рынка легковых автомобилей в январе-сентябре 2011 года, сравнение с итогами 9 месяцев 2008 года, когда было продано 2 429,0 тыс. машин, свидетельствует обо всё еще имеющем место отставании от докризисного уровня продаж на 24,5%.
С учетом того, что более трети российского рынка легковых автомобилей приходится на импортированные машины, положительным сдвигом можно признать появление и рост экспорта «российских иномарок» (в дополнение к традиционному экспорту в течение ряда лет единственной «российской иномарки» Chevrolet Niva). По итогам девяти месяцев 2011 года доля иномарок в российском экспорте (где доминирует марка LADA) достигла 23,7% от общего количества 43,8 тыс. экспортированных новых легковых автомобилей и составила 33,2% от их суммарной таможенной стоимости. Это, преимущественно, поставки в страны СНГ автомобилей марки Hyundai, произведенных в Санкт-Петербурге (5,8 тыс. ед.), автомобилей Renault производства московского Автофрамоса (2,3 тыс. ед.), а также автомобилей Volkswagen из Калуги (1,4 тыс. ед.), уже опередивших по объему поставок Chevy Niva (GM-АВТОВАЗ, 903 ед.).
Рынок грузовых автомобилей
Интенсивное восстановление рынка грузовиков получило дальнейшее продолжение в рассматриваемом периоде, однако переход на более высокую сравнительную базу обусловил снижение темпа роста, который, тем не менее, остается наиболее высоким среди всех секторов автомобильного рынка. Оптовые продажи грузовых автомобилей выросли за первые девять месяцев 2011 года на 64,5% до 226,16 тыс. ед. Абсолютный рост продаж зафиксирован во всех сегментах рынка грузовиков. Отгрузки отечественных автомобилей увеличились на 32,2% (с 83,50 тыс. ед. до 110,37 тыс. ед.), но их рыночная доля сократилась с 60,7% до 48,8%. Продажи «российских иномарок» увеличились на 76,1% (с 8,90 тыс. до 15,67 тыс. грузовиков) с небольшим расширением доли этого сегмента от 6,5% до 6,9%. Наиболее быстро растущим сегментом проявил себя импорт новых грузовиков, который вырос в 2,4 раза до 88,57 тыс. машин, с увеличением рыночной доли на 12,4 пункта до 39,2%. Продажи импортированных подержанных машин увеличились в 1,4 раза до 11,55 тыс. ед. при сокращении их доли на один пункт до 5,1%.
Сравнение итогов продаж грузовиков в январе-сентябре 2011 года с показателями аналогичного периода докризисного 2008 года (349,6 тыс. ед.) выявляет остающийся не преодоленным спад рынка на 35,4%.
Рынок автобусов
Для хода восстановления рынка автобусов характерны более медленные темпы по сравнению с рынками легковых и грузовых автомобилей. Объем продаж автобусов в январе-сентябре 2011 года составил 39 697 единиц, увеличившись по сравнению с первыми тремя кварталами 2010 года на 19,8%.
Обращает на себя внимание прямое снижение в рассматриваемом периоде объемов продаж отечественной продукции. Продажи отечественных автобусов сократились на 3,8% до 22 919 машин, при этом их доля на рынке сузилась с 71,9% до 57,8%. Падение обусловлено, в основном, резким сокращением производства и отгрузок микроавтобусов УАЗ в первые пять месяцев 2011 года. (Начиная с июня, месячные отгрузки с завода возобновились на уровне, близком к показателям 2010 года, однако итоговая поставка с начала года достигла всего лишь 56,6% от объема отгрузки в январе-сентябре 2010 года). Продажи «российских иномарок» выросли на 27,8% до 5 137 автобусов, а их рыночная доля увеличилась с 12,1% до 12,9%. В конечном счете, совокупная доля продаж произведенных в стране автобусов сократилась с 84,0% до 70,7%.
Наиболее высокая динамика роста продаж отмечена в сегментах импортированных автобусов. Объем нового импорта увеличился вдвое до 9 066 автобусов. В еще большей мере (в 2,7 раза) вырос импорт подержанных автобусов, составивший 2 575 единиц. Удовлетворение рыночного спроса во всё возрастающей степени за счет импорта усугубляет впервые возникший в середине 2010 года дисбаланс внешней торговли автобусной продукцией. По итогам января-сентября 2011 года, в Россию ввезено 11 641 иностранный автобус против экспорта 2 000 новых автобусов из России.
Сравнение итогов продаж автобусов в январе-сентябре 2011 года с итогами первых трех кварталов 2008 года показывает спад продаж по отношению к докризисному уровню на 28,3%. Особенную озабоченность вызывает растущее отставание продаж автобусов отечественных производителей, сократившихся на 45,6% от 42 165 единиц в январе-сентябре 2008 года.