ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
В период с января по ноябрь 2011 года продолжалось стабильное восстановление российского автомобильного рынка. Совокупный объем продаж автомобилей всех типов и всех сегментов по источникам происхождения (традиционные отечественные марки, иномарки российской сборки, новый импорт и подержанный импорт) составил за первые одиннадцать месяцев года 2 644,4 тыс. единиц, или на 43,0% больше объема продаж в январе-ноябре 2010 года. Темп прироста продаж в годовом исчислении продолжал замедляться. Если по результатам первого квартала он находился на высокой отметке +81,0%, то по итогам первого полугодия опустился до уровня +58,4%, по итогам первых трех кварталов замедлился до +46,3%, а за первые 10 месяцев 2011 года составил +44,2%. Замедление темпов роста рынка вполне закономерно в условиях сравнения с более высокой базой периода активного восстановления рынка в 2010 году. Однако, по отношению к показателям рынка за первые одиннадцать месяцев докризисного 2008 года, отставание совокупного объема продаж автомобильной техники хотя и постепенно сокращается, но пока еще остается значительным (‑21,2%).
Динамика продаж автомобилей по отдельным типам и сегментам, как и в предыдущие месяцы года, была неоднородной. Продолжилось впервые отмеченное в апреле замедление темпа роста продаж в секторе легковых автомобилей (+41,4% за 11 месяцев против +45,0% за 9 месяцев, +56,3% за первое полугодие и +65,0% за первый квартал). Прирост рынка грузовиков в январе-ноябре замедлился до +63,0% против показателей +64,6% за 9 месяцев, +85,7% за первое полугодие и +125,9% за первый квартал. Прирост продаж автобусов по результатам 11 месяцев составил +15,6% против показателей прироста +19,1% за 9 месяцев, +27,4% в первом полугодии и +48,7% за первый квартал. Долевая структура рынка по происхождению машин во всех трех секторах (легковые, грузовые и автобусы) по итогам января-ноября 2011 года не претерпела заметных изменений по сравнению с результатами продаж в первом полугодии и за первые три квартала текущего года.
Рынок легковых автомобилей
Продажи легковых автомобилей выросли по итогам января-ноября 2011 года на 41,4% по отношению к результатам первых одиннадцати месяцев 2010 года и составили 2 291,9 тыс. единиц. Сравнение структуры рынка легковых автомобилей по их происхождению в январе-ноябре 2011 и 2010 годов выявляет достаточно стабильную динамику изменений за годовой период. Абсолютный рост продаж отмечен во всех сегментах рынка кроме подержанного импорта, но при этом имеет место заметное перераспределение рыночных долей в пользу произведенных в стране иномарок за счет соответственного сокращения доли отечественных машин при практически неизменной доле нового импорта.
Продажи отечественных автомобилей выросли с 510,7 тыс. ед. до 580,8 тыс. ед. (+13,7%), но их рыночная доля потеряла 6,2 пункта, сократившись с 31,5% до 25,3%. Продажи иномарок российской сборки выросли с 561,2 тыс. ед. до 937,3 тыс. ед. (+67,0%), а их доля расширилась с 34,6% до 40,9%. Совокупная доля продаж легковых автомобилей, собранных в России (отечественных и иномарок), составила 66,1% рынка, оставшись на уровне января-ноября 2010 года.
Продажи импортированных новых иномарок увеличились на 41,8% до 767,0 тыс. ед., при практическом сохранении их рыночной доли (33,5% против 33,4% годом ранее). Ввоз подержанных машин корпоративными импортерами утратил сколько-нибудь заметную роль на рынке. На подержанный импорт пришлось всего лишь 6,8 тыс. автомобилей, или 0,3% рынка против 0,5% годом ранее. (Для справки: ввоз подержанных автомобилей физическими лицами не в коммерческих целях, который не учитывается в официальной статистике внешней торговли и не принимается в расчет первичного рынка, составил за 11 месяцев 2011 года 142,2 тыс. ед. против 107,0 тыс. ед. годом ранее). Однако есть все основания предполагать, что с присоединением России к ВТО и либерализацией импорта подержанных автомобилей, во второй половине 2012 года может резко возрасти поток коммерческого ввоза таких машин с серьезным изменением структуры рынка не в лучшую сторону.
Несмотря на положительную динамику рынка легковых автомобилей в январе-ноябре 2011 года, сравнение с итогами 11 месяцев 2008 года, когда было продано 2 891,6 тыс. легковых автомобилей, свидетельствует обо всё еще имеющем место отставании от докризисного уровня продаж на 20,7%.
Позитивным явлением можно признать активизацию экспорта «российских иномарок», который в течение ряда лет был представлен единственной моделью Chevrolet Niva. По итогам одиннадцати месяцев 2011 года доля иномарок в российском экспорте легковых автомобилей (где доминирует марка LADA) достигла 26,1% от общего количества 57,0 тыс. ед., составив 35,6% от их суммарной таможенной стоимости. Это, преимущественно, поставки в страны СНГ автомобилей марки Hyundai, произведенных в Санкт-Петербурге (7,6 тыс. ед.), автомобилей Renault производства московского Автофрамоса (3,4 тыс. ед.) и автомобилей Volkswagen из Калуги (2,9 тыс. ед.), уже почти втрое превзошедших по объему поставок Chevy Niva (GM-АВТОВАЗ; 1,1 тыс. ед.).
Рынок грузовых автомобилей
Интенсивное восстановление рынка грузовиков получило дальнейшее продолжение в рассматриваемом периоде, однако переход на более высокую сравнительную базу обусловил снижение темпа роста, который, тем не менее, остается наиболее высоким среди всех секторов автомобильного рынка. Оптовые продажи грузовых автомобилей выросли за первые одиннадцать месяцев 2011 года на 63,0% до 299,54 тыс. ед. Абсолютный рост продаж зафиксирован во всех сегментах рынка грузовиков. Отгрузки отечественных автомобилей увеличились на 37,7% (со 108,13 тыс. ед. до 148,88 тыс. ед.), но их рыночная доля сократилась с 58,8% до 49,7%. Продажи «российских иномарок» увеличились на 67,6% (с 11,77 тыс. до 19,73 тыс. грузовиков) с небольшим расширением доли этого сегмента от 6,4% до 6,6%. Наиболее быстро растущим сегментом является импорт новых грузовиков, который вырос в 2,2 раза до 116,3 тыс. машин, с увеличением рыночной доли почти на 10 пунктов до 38,8%. Продажи импортированных подержанных машин увеличились в 1,4 раза до 14,63 тыс. ед. при сокращении их доли на 0,9 пункта до 4,9%.
Сравнение итогов продаж грузовиков в январе-ноябре 2011 года с показателями аналогичного периода докризисного 2008 года (403,7 тыс. ед.) выявляет остающийся не преодоленным спад рынка на 25,7%.
Рынок автобусов
Для хода восстановления рынка автобусов характерны более медленные темпы по сравнению с рынками легковых и грузовых автомобилей. Объем продаж автобусов в январе-ноябре 2011 года составил 52 487 единиц, увеличившись по сравнению с первыми одиннадцатью месяцами 2010 года на 15,6%.
Обращает на себя внимание прямое снижение в рассматриваемом периоде объемов продаж отечественной продукции. После определенного улучшения ситуации в октябре, когда по результатам десяти месяцев отставание от объема продаж за аналогичный период прошлого года сократилось до 0,6% (182 ед.), итог января-ноября вновь показал спад продаж на 5% до 31 163 автобусов (против 32 821 ед. годом ранее). Рыночная доля отечественных автобусов сократилась с 72,3% до 59,4%. Продажи «российских иномарок» выросли на 24,5% до 6 517 автобусов, а их рыночная доля увеличилась с 11,5% до 12,4%. В конечном счете, совокупная доля продаж произведенных в стране автобусов сократилась с 83,8% до 71,8%.
Наиболее высокая динамика роста продаж отмечена в сегментах импортированных автобусов. Объем нового импорта увеличился вдвое до 11 628 автобусов. В еще большей мере (в 2,4 раза) вырос импорт подержанных автобусов, составивший 3 179 единиц. Удовлетворение рыночного спроса за счет роста импорта усугубляет впервые возникший в середине 2010 года дисбаланс внешней торговли автобусной продукцией. По итогам января-ноября 2011 года, в Россию ввезено 14 807 иностранных автобусов против экспорта 2 227 новых автобусов из России.
Сравнение результатов продаж автобусов в январе-ноябре 2011 года с итогами первых одиннадцати месяцев 2008 года показывает спад продаж по отношению к докризисному уровню на 15,7%. Это – наименее неблагоприятный, среди всех трех секторов автомобильного рынка, показатель не преодоленного пока отставания. С сожалением приходится констатировать, что основной движущей силой восстановления автобусного рынка России выступает импорт, тогда как продажи автобусов отечественных производителей отстают от уровня их продаж в январе-ноябре 2008 года (48 280 ед.) на 35,5%.