ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
Объем оптовых продаж легковых автомобилей вырос по итогам января-июля на 16,8% по отношению к первым семи месяцам 2011 года и составил 1 668,2 тыс. единиц. Структура рынка легковых автомобилей по их происхождению осталась практически неизменной в сравнении с результатами первого полугодия. Сравнение структуры рынка в январе-июле 2012 и 2011 годов показывает следующие изменения.
Продажи отечественных автомобилей снизились на 21,0 тыс. машин до 345,1 тыс. ед., а их рыночная доля сократилась с 25,6% до 20,7%. Продажи иномарок российской сборки выросли с 550,7 тыс. ед. до 734,3 тыс. ед. при расширении их доли на 5,5 процентного пункта с 38,5% до 44,0%. Продажи в этом сегменте и обусловили, в основном, общий рост рынка. Совокупная доля продаж легковых автомобилей, собранных в России (отечественных и иномарок), несколько увеличилась, составив 64,7% рынка против 64,1% в январе-июле 2011 года.
Продажи импортированных новых иномарок увеличились на 14,7% до 582,6 тыс. ед., но их доля на рынке сократилась в пользу «российских иномарок» на 0,7 пункта до 34,9%. Ввоз подержанных легковых автомобилей корпоративными импортерами, в отличие от секторов грузовых автомобилей и автобусов, уже не играет сколько-нибудь заметной роли на рынке. Правда, абсолютный объем подержанного импорта увеличился в рассматриваемом периоде на 44,2% до 6,2 тыс. машин, а его рыночная доля составила 0,4% против 0,3% годом ранее.
По отношению к результатам января-июля 2008 года, продажи легковых автомобилей за первые семь месяцев 2012 года снизились на 13,7%.
Экспорт легковых автомобилей (без учета поставок в страны Таможенного Союза – Белоруссию и Казахстан) в январе-июле 2012 года увеличился незначительно – всего на 1,7% до 33,1 тыс. единиц. Показательно изменение долевой структуры экспорта по производителям. Если в 2011 году «российские иномарки» составляли всего 21,0% общего объема экспорта (тогда как 73% приходилось на продукцию АВТОВАЗа), то по итогам первых семи месяцев 2012 года доля АВТОВАЗа сократилась до 57%, а на «российские иномарки» пришлось уже 39,9% физического объема и 52,2% таможенной стоимости экспорта легковых автомобилей. Крупнейшими экспортерами из числа международных автопроизводителей в первом полугодии были Хёндэ (8,1 тыс. ед., рост вдвое), Фольксваген (2,9 тыс. ед., рост втрое) и Автофрамос (1,6 тыс. ед., рост на 36%).
Для справки:
1. По данным Ассоциации европейского бизнеса, совокупные розничные продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе-июле 2012 года составили 1 669,5 тыс. ед., с ростом на 14% в годовом исчислении.
2. По данным ФТС, импорт подержанных легковых автомобилей физическими лицами, не учитываемый во внешнеторговой статистике и не принимаемый в расчет рынка, составил в январе-июле 2012 года 113,8 тыс. ед. против 70,4 тыс. ед. годом ранее.