ПРОДАЖИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ
Автомобильный рынок России в феврале продолжал восстанавливаться возрастающим темпом. Совокупный объем продаж автомобилей всех типов и всех сегментов по источникам происхождения (традиционные отечественные марки, иномарки российской сборки, новый импорт и подержанный импорт) составил за первые два месяца года 315,6 тыс. единиц, или на 82,6% больше объема продаж в январе-феврале 2010 года. Однако динамика продаж по отдельным типам и сегментам была неоднородной.
Рынок легковых автомобилей
Продажи легковых автомобилей выросли по итогам января-февраля 2011 года на 77,8% по отношению к первым двум месяцам 2010 года и составили 280,6 тыс. единиц. Сравнение структуры рынка легковых автомобилей по их происхождению в январе-феврале 2011 и 2010 годов позволяет выявить следующие изменения, произошедшие в последние 12 месяцев. Абсолютный рост продаж отмечен во всех сегментах рынка, но при этом имело место заметное перераспределение их долей в пользу произведенных в стране отечественных машин и «российских иномарок» при существенном сокращении доли импорта, которая, тем не менее, продолжает превышать рыночную долю отечественных марок.
Продажи отечественных автомобилей выросли с 42,1 тыс. ед. до 80,3 тыс. ед., а их рыночная доля увеличилась с 26,7% до 28,6%. Продажи иномарок российской сборки выросли с 56,6 тыс. ед. до 115,8 тыс. ед., а их доля расширилась с 35,9% до 41,3% (следует заметить, что продажи обеих категорий автомобилей находятся под позитивным воздействием продолжающейся программы утилизации). Совокупная доля продаж автомобилей, собранных в России (отечественных и иномарок), составила 69,9% рынка против 62,6% в январе-феврале 2010 года.
Продажи импортированных новых иномарок увеличились на 43,1% до 83,6 тыс. ед., но их доля на рынке сократилась на 7,2 пункта до 29,8%. Ввоз подержанных машин корпоративными клиентами продолжает утрачивать сколько-нибудь заметную роль на рынке. На подержанный импорт пришлось всего лишь 0,3% рынка против 0,4% годом ранее.
Несмотря на положительную динамику рынка легковых автомобилей в январе-феврале 2011 года, сравнение с итогами продаж за первые два месяца 2008 года, когда было продано 434,2 тыс. машин, свидетельствует обо всё еще имеющем место отставании от докризисного уровня продаж на 35,4%.
Рынок грузовых автомобилей
Интенсивное восстановление рынка грузовиков, начавшееся с марта 2010 года, получило дальнейшее продолжение в январе-феврале 2011 года. Оптовые продажи грузовых автомобилей выросли в 2,5 раза до 30,60 тыс. ед. (против 12,45 тыс. ед. в первые два месяца 2010 года). Абсолютный рост продаж зафиксирован во всех сегментах рынка. Отгрузки отечественных автомобилей увеличились в 2,2 раза (с 6,94 тыс. ед. до 15,22 тыс. ед.), однако их рыночная доля сократилась с 55,7% до 49,7%. Продажи «российских иномарок» увеличились на 31,4% (с 1,69 тыс. до 2,22 тыс. грузовиков), но сильное отставание от высокого темпа роста рынка в целом обусловило сокращение доли этого сегмента с 13,6% до 7,3%. Наиболее быстро растущим сегментом проявил себя импорт новых грузовиков, который вырос в 3,8 раза до 11,7 тыс. машин, с расширением рыночной доли на 13,2 пункта до 38,2%. Продажи импортированных подержанных машин увеличились вдвое до 1,46 тыс. ед. при сокращении их доли на 0,9 пункта до 4,8%.
Сравнение итогов продаж грузовиков за первые два месяца 2011 года с показателями аналогичного периода докризисного 2008 года (53,23 тыс. ед.) выявляет не преодоленный пока спад рынка на 42,5%.
Рынок автобусов
Ход восстановления автобусного рынка по итогам января-февраля 2011 года показал тенденцию к замедлению темпа роста продаж. По сравнению с первыми двумя месяцами 2010 года, продажи автобусов выросли на 70,7% и составили 4 451 единицу.
Продажи отечественных автобусов увеличились всего лишь на 20,4% до 2 422 машин, при этом их доля на рынке сузилась с 77,1% до 54,4%. Продажи «российских иномарок», напротив, выросли в 3,1 раза и составили 793 автобуса, а их рыночная доля увеличилась с 9,7% до 17,8%. В конечном счете, совокупная доля продаж произведенных в стране автобусов сократилась с 86,8% до 72,2%.
Наиболее высокая динамика роста продаж отмечена в сегменте нового импорта, объем которого увеличился в 3,6 раза до 975 автобусов. В сопоставимой мере (в 3,4 раза) вырос и импорт подержанных автобусов, составивший 261 единицу. Удовлетворение рыночного спроса во всё возрастающей степени за счет импорта усугубляет впервые возникший в середине 2010 года дисбаланс внешней торговли автобусной продукцией. По итогам января-февраля 2011 года, в Россию ввезено 1 236 иностранных автобусов против экспорта 260 новых автобусов из России.
Сравнение итогов продаж автобусов в январе-феврале 2011 года с итогами первых двух месяцев 2008 го¬да показывает наиболее значительный, среди всех трех секторов автомобильного рынка, спад на 55,0% по отношению к докризисному уровню продаж (9 900 автобусов). Особенное беспокойство вызывает падение продаж автобусов отечественных производителей: на 69,6% от 7 970 ед. в январе-феврале 2008 года.