Аналитическая и консалтинговая компания ОАО "АСМ-холдинг"
         
РусскийEnglish
 
 
ГлавнаяПрисоединение России к ВТОЧрезмерные уступки

Чрезмерные уступки

Условия присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО) оказались неожиданными для отраслевых аграрных союзов. Их представители предупреждают о губительном влиянии этого шага на отечественное сельхозпроизводство. Чиновники удивлены неосведомленностью отраслевиков и уверяют, что от присоединения к ВТО российское сельское хозяйство в итоге только выиграет.

"Окончательные условия мы узнали только три недели назад", — рассказал "МН" президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. — Декларировалось, что средний уровень пошлин на агропромышленные товары в течение имплементационного периода (времени, когда российские правила постепенно меняются в направлении действующих в ВТО. — "МН") снизится с 21 до 18,6%. Сейчас речь идет о снижении с 14 до 11%". "Прямые потери России от вступления в ВТО составят более 1,5 трлн руб. ежегодно", — заявил на прошлой неделе президент Ассоциации производителей сельхозтехники "Росагромаш" Константин Бабкин на заседании глав отраслевых ассоциаций производственного бизнеса и экспертов. Участники рынка утверждают, что для сельского хозяйства цена вступления России в ВТО составляет порядка 300 млрд руб. потерь в год. По итогам заседания было принято обращение к правительству с призывом отказаться от ратификации соглашений о присоединении к организации.

Как рассказывает Злочевский, из реальных условий вступления следует, что России предписан гораздо более низкий уровень ставок ввозных пошлин, например, по живым свиньям и по внеквотной свинине. А по свинине, поставляемой из-за рубежа в рамках установленной правительством квоты, вводится нулевая ставка. Вне квот предлагается разрешить ввозить высококачественную говядину. На рынке опасаются, что под ее видом может завозиться любая другая. Внимание зерновиков к интересам мясной отрасли понятно: она является крупнейшим потребителем фуражного зерна.

Неожиданность параметров присоединения России к ВТО председатель правления Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Андрей Даниленко объясняет конфиденциальностью переговоров. "Очень большой пакет документов по присоединению России к ВТО подписан в 2004–2006 годах. Изменить их уже нельзя. Они были под грифом "секретно" и исключительно для служебного пользования. Никто из отраслевых союзов не был в курсе. Нами обсуждались различные слухи и проекты", — поясняет специалист. Он не исключил, что подробностей этих соглашений могла не знать даже нынешний министр сельского хозяйства Елена Скрынник, которая тогда этой должности не занимала и в переговорах не участвовала. Даниленко обращает внимание, что в момент подписания тех соглашений "экономические условия были совсем другие", например, не было нацпроекта по сельскому хозяйству.

Для молочной отрасли условия тоже оказались хуже, чем предполагалось. "Мы знали, что будет снижение пошлин на ключевую молочную продукцию — сухое молоко, сыр и масло. После знакомства с деталями мы не в восторге", — говорит Даниленко. Но отношение молочников к ВТО будет зависеть от готовности государства компенсировать отрасли потери из-за неравной конкуренции с теми, кто имеет большую государственную поддержку. "Ее оказывают все государства мира", — утверждает эксперт. По самым предварительным расчетам Союзмолоко, отрасли требуется удвоение поддержки по сравнению с теми 27 млрд руб., которые она имеет сейчас.

Особенно трагической представляется участь сельхозмашиностроения. "Сельхозмашин сейчас в России производится примерно на $1 млрд в год. Цена вступления в ВТО — этой отрасли не будет, и 50 тыс. человек окажутся на улице", — утверждает Бабкин. По его словам, на продукцию сельхозмашиностроения все барьеры снимаются сразу после ратификации соглашений о присоединении к ВТО, а дотации на закупку сельхозтехники распространяются на иностранную технику, "в том числе бывший в употреблении хлам". Машиностроители требуют отказаться от вступления в ВТО и "начать новые переговоры".

Никаких поводов для паники не видит президент Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин. Он соглашается, что значительная часть мер поддержки аграрного сектора относится к "желтой" корзине ВТО, и от них к 2018 году придется отказаться. Речь идет о льготных поставках топлива и удобрений для сельхозпроизводителей, установлении для них скидок на железнодорожные тарифы при перевозке зерна. Правительство сейчас работает над переформатированием этих мер поддержки в "зеленую" корзину, разрешенную в рамках ВТО. Например, там государства выделяют деньги на сохранение обрабатываемых площадей сельхозземель и традиционного образа жизни в сельской местности. Значительная часть потерь, о которых говорится, является потенциальной, успокаивает Злочевский. РЗС уже направил в Минсельхоз свои расчеты, оценки и предложения, как их не допустить.

Возмущен заявлениями аграрных отраслевиков руководитель российской делегации на переговорах по вступлению России в ВТО Максим Медведков. "Я не знаю, откуда берутся эти цифры. Видимо, у авторов этого заявления плохо с арифметикой", — заявил он "МН". По его словам, к вступлению России в ВТО различными институтами было сделано около десятка прогнозов. По самому консервативному из них снизится рост экономики, но никаких потерь не будет. По всем остальным — рост экономики ускорится. В середине 2000-х годов на переговорах шла речь о более либеральных условиях доступа импортной продукции. "В ходе переговоров они были ужесточены. Если наше сельхозсообщество попросит вернуться к тем, более либеральным условиям, это возможно", — иронизирует Медведков.

Больше всех выиграют от вступления России в ВТО, по словам Медведкова, зерновики. "Сейчас существуют ограничения на ввоз российского зерна. После нашего присоединения к ВТО во многих странах они будут сняты", — поясняет чиновник. Угрозы для аграрной отрасли от присоединения России к ВТО нет, заверила на днях министр сельского хозяйства Елена Скрынник. Предельный уровень поддержки нашего аграрного сектора установлен в $9 млрд. Сейчас он составляет около $4 млрд и может быть увеличен вдвое. Главное, чтобы российская продукция "была конкурентоспособной" как по качеству, так и по цене, считает Скрынник. Учитывая большие расходы на доставку импорта, российские продукты и здесь имеют фору, убеждена министр. При входе на новые рынки крупные компании нередко демпингуют, опасается председатель совета Центрального союза потребительских обществ Евгений Кузнецов. Но он обращает внимание, что обсуждаемая сейчас новая госпрограмма развития сельского хозяйства до 2020 года предполагает смещение акцентов от прямой господдержки производства к развитию инфраструктуры.

Источник: Московские новости, 14.12.11

Последние публикации
Ежемесячный аналитический обзор Обзор (печатное издание) содержит данные по производству и оптовым продажам легковых, грузовых автомобилей и автобусов, тракторной, сельскохозяйственной, строительно-дорожной и специальной техники, компонентов, а также другие аналитические материалы.
Статистический обзор рынка грузовых автомобилей в РФ за 2007-2015 гг. Обзор содержит аналитические данные, отражающие динамику производства и продаж грузовых автомобилей, произведенных в России, Республике Беларусь и Украине, а также...
Статистический обзор рынка автобусов в РФ в 2007-2015 гг. Обзор содержит аналитические данные о производстве, продажах, импорте автобусов, отражающие динамику производства, продаж и импорта автобусов за 9 лет, а также...
Производство и продажа автомобильной техники производителями России и других стран СНГ

Обзор (электронное издание) содержит данные производства и оптовых продаж легковых, грузовых автомобилей и автобусов, компонентов, экспорта-импорта автомобильной техники и аналитические материалы по рынку.

Производство и продажа коммерческих автомобилей, специальной техники производителями России и других стран СНГ

Обзор (электронное издание) содержит данные производства и продаж грузовых автомобилей, автобусов, строительно-дорожной и специальной техники, компонентов, экспорта-импорта коммерческих автомобилей и аналитические материалы по рынку.

Производство и продажа прицепной, строительно-дорожной и другой техники специального назначения производителями России и других стран СНГ Обзор (электронное издание) содержит данные производства и продаж прицепной, строительно-дорожной и специальной техники, компонентов, экспорта-импорта строительно-дорожной и специальной техники, другие аналитические материалы.
ВНИМАНИЕ

Оплата за участие в мероприятиях холдинга,  а также подписку на периодические издания и за отдельные информационные материалы ОАО «АСМ-холдинг» принимается, по желанию заказчика, наличным платежом в рублях или банковским переводом.

Copyright © 2017 ОАО "АСМ-холдинг"   Индекс цитирования     Рейтинг@Mail.ru