Аналитическая и консалтинговая компания ОАО "АСМ-холдинг"
         
РусскийEnglish
 
 
ГлавнаяПрисоединение России к ВТОУ парадного подъезда ВТО

У парадного подъезда ВТО

Что-то я не вижу эйфории в СМИ от известия о сня­тии последних препятст­вий (в виде позиции Грузии) для вступления России в ВТО. Процесс, если это можно назвать процессом, длился аж ре­кордные 18 лет. Россия вступает в ВТО последней не только из G20, но и, кажется, последней среди всех стран мира вообще. За это время экономика страны прошла значительный путь от фактически плановой советского образца до пусть и далекой от идеала, но работающей по ры­ночным принципам. Чего это сто­ило населению - отдельный во­прос и не в тему нашего издания.

Окинем взглядом автомобиле­строение и автотранспортную отрасль. С 1993 по 2011 год наш автопром прошел несколько стадий: от «растерянных» авто­гигантов, оставшихся без гаран­тированного сбыта через госст­руктуры (вроде Министерства торговли - для легковушек, агропрома и Министерства оборо­ны - для грузовиков) до сфор­мировавшейся уже по канонам рыночной экономики отрасли с большими отраслевыми хол­дингами, объединяющими рест­руктуризированные или нахо­дящиеся в стадии реструктури­зации предприятия. Кроме того, благодаря постановлениям пра­вительства о промсборке с се­редины 2000-х уже сформиро­валась (в легковом автопроме) и формируется (в производстве грузовиков и автобусов) сильная прослойка производителей «российских иномарок».

И вот с 2012 года над страной занимается заря под названием «ВТО». Удивляет, что не слышно эйфории и с высоких трибун. Казалось бы, присоединение су­лит стране выход «дискримина­ционного статуса», доступ на экспортные рынки высокотехно­логичных товаров, изменение баланса экономики в сторону уменьшения зависимости от экс­порта одних только энергоноси­телей и т.д. Но! Даже иностран­ные эксперты в один голос для России ничего такого в ближай­шем будущем не предполагают - только в более отдаленной пер­спективе! А вот открытие внут­реннего рынка для импортных товаров, услуг и финансов пред­полагают сразу и в самое бли­жайшее время. При этом наибо­лее честные из них откровенно говорят, что подешевевший им­порт просто раздавит еще как-то промышленность (и российский автопром тут как раз не исклю­чение, а напротив, основная до­быча в силу объема авторынка - второго в Европе).

Адвалорные пошлины на но­вые легковые автомобили сни­зятся с 30 до 25% непосредст­венно в момент присоединения к ВТО, то есть уже с лета будуще­го года. Затем в течение трех лет данная ставка будет оставаться неизменной, а затем ежегодно в течение четырех лет снижаться примерно по 2,5% в год. Чинов­ники планируют завершить про­цесс вступления в ВТО летом 2012 года. Таким образом, к это­му времени ставка пошлины со­ставит 25%, а к лету 2019 года - 15%. Еще значительнее в следу­ющем году будет понижена пош­лина на иномарочный секонд-хенд в возрасте 3-7 лет - с 35 до 25%. Затем пять лет ставка меняться не будет, а за последую­щие два года снизится до 20%. Специфическая ставка снизится с 1,2-2,8 евро за 1 см3 до при­мерно 0,7-1,6 евро. И только для автомобилей старше семи лет ставка останется прежней, так как в зону договоренностей дан­ный сегмент рынка не входит. Напомню, что ныне для «семиле­ток» действуют запретительные ставки: от 2,5 до 5,8 евро за 1 см3 (адвалорной ставки нет).

Да, конечно, правительство как бы защитило отечествен­ный автопром постановлением № 166 «О промсборке», опре­деляющим объем производства в 250-300 тыс. машин в год и требующим локализации про­изводства на 60% вплоть до дви­гателей. Но последние сообще­ния о переговорах с западными автопроизводителями говорят, что свой «сталинград» перед лицом лоббистов мирового транснационального бизнеса мы не удержали! Постановление № 166 фактически дезавуиро­вано. Так, уровень локализации снижен до 35%, причем процен­ты эти уже не физические, а фи­нансовые (по продажной стои­мости автомобиля в автосалоне), то есть виртуальные, да еще в данную сумму якобы локализа­ции можно будет включать да­же... счета за банкеты на пре­зентациях конкретных моделей! Сроки действия и предыдущего щадящего постановления (это которое про 25 тыс. машин в год) выравниваются под 2018 год - год полной либерализации центам, уже вложившимся в строительство предприятий, российская казна гарантирует возврат таможенных платежей в объеме 5 миллиардов долла­ров! Трагифарс!!!

Спрашивается, а почему тот же АВТОВАЗ вовремя не дождался нужных инвестиций для превращения в действительно достой­ного игрока на международном рынке? Денег в казне не было или политического желания со­хранить хоть что-то из промыш­ленного потенциала родной страны? Фактически националь­ный автопром принесен в жертву членству в ВТО и в ближайшие годы неизбежно испытает вторую волну спада, вроде той, что уже пронеслась над нашим автопромом и всей промышленнос­тью в 90-е годы. Ну а «вторая волна» мирового кризиса может создать «мульти»-эффект, кото­рый вообще убьет все: даже в общем успешный 2011 год не дал нашему автопрому поднять­ся до предкризисного уровня 2007-2008 годов. Причем даже локальное решение правитель­ства о нулевой пошлине на новые импортные автобусы с моторами уровня Евро-4, позво­лившее выжить нашим туропера­торам на международных на­правлениях, ударила по отечест­венным автобусостроителям, не дав им освоить массовое про­изводство более современных моделей. А ведь до этого прави­тельство достаточно эффективно перекрыло в середине 2000-х доступ на российский рынок им­портного секонд-хенда как лег­ковых, так и коммерческих авто­мобилей и автобусов. За счет этого наш автопром смог выжить тогда, а сейчас? Ему снова выши­бают табуретку из-под ног?!

Так что же в конце концов мы получаем от вступления страны в ВТО? Дешевый импортный ширпотреб? На первых порах - возможно, причем доступ иност­ранных банков на наш финансо­вый рынок даже может спрово­цировать некий потребитель­ский бум за счет снижения процентных ставок и вытеснения с кредитного и ипотечного рын­ков худосочных отечественных банков. При этом параллельно будут закрываться еще действу­ющие предприятия всех отрас­лей промышленности кроме ТЭКа (одних моногородов в стране 460!), сотни тысяч людей будут выброшены на улицу, но ради западные экспортеры, поддер­жанные своими банками, даже смогут сделать их «потребителя­ми», примерно как сделали в США домовладельцами своих безработных. Вот только потом неизбежно придет расплата, да такая, что о первой 20-летке российского капитализма будут вспоминать как об эпохе «всеоб­щего процветания». Совершенно очевидно, что уже в ближайшие два-три года остатки нашего автопрома в лучшем случае раство­рятся в рамках СП или вообще будут выброшены с рынка и уй­дут в небытие. И это грозит даже таким столпам, как АВТОВАЗ и ГАЗ. А если рухнут производи­тели комплектующих и запчас­тей, то как будет обслуживаться немалый парк отечественной ав­тотехники? За счет китайских аналогов наших запчастей? Или ускоренно списываться? А на ка­кие шиши, спрашивается, будет приобретаться новая автотехни­ка? За счет тех же иностранных кредитов? Да и только ли в автопроме это произойдет? А пере­возчики, особенно международные? Им, конечно, на первых по­рах подешевевший импортный подвижной состав будет на руку, к тому же ввоз импортного шир­потреба увеличится, но вот затем наступит кризис платежей. Смо­гут наши автоперевозчики, еле-еле осваивающие тахографы, на равных конкурировать с дав­но и умело действующими запад­ными, да и восточными перевоз­чиками? А что будет с сельским хозяйством? Группа ГАЗ решила совершить своего рода прорыв, освоив выпуск целой гаммы ав­томобильной техники сельскохозяйственного назначения. Не по­здновато ли?

Остается только надеяться, что уж теперь наш автопром и соответствующие ведомства действительно осознают весь трагизм положения и примут дополнительные меры по уско­ренному обновлению техничес­кого потенциала отрасли. Необ­ходимо создать к 2018 году свои оригинальные компетен­ции, пригодные не только для удержания внутреннего рынка, но и конкурентоспособные на экспортных рынках, что позво­лит реализовать потенциальные преимущества ВТО для России.

Главный редактор журнала «Коммерческие автомобили+ спецавтотехника»
Александр Климнов

Источник: журнал «Коммерческие автомобили» №11-12 (41) 2011

Последние публикации
Ежемесячный аналитический обзор Обзор (печатное издание) содержит данные по производству и оптовым продажам легковых, грузовых автомобилей и автобусов, тракторной, сельскохозяйственной, строительно-дорожной и специальной техники, компонентов, а также другие аналитические материалы.
Статистический обзор рынка грузовых автомобилей в РФ за 2007-2015 гг. Обзор содержит аналитические данные, отражающие динамику производства и продаж грузовых автомобилей, произведенных в России, Республике Беларусь и Украине, а также...
Статистический обзор рынка автобусов в РФ в 2007-2015 гг. Обзор содержит аналитические данные о производстве, продажах, импорте автобусов, отражающие динамику производства, продаж и импорта автобусов за 9 лет, а также...
Производство и продажа автомобильной техники производителями России и других стран СНГ

Обзор (электронное издание) содержит данные производства и оптовых продаж легковых, грузовых автомобилей и автобусов, компонентов, экспорта-импорта автомобильной техники и аналитические материалы по рынку.

Производство и продажа коммерческих автомобилей, специальной техники производителями России и других стран СНГ

Обзор (электронное издание) содержит данные производства и продаж грузовых автомобилей, автобусов, строительно-дорожной и специальной техники, компонентов, экспорта-импорта коммерческих автомобилей и аналитические материалы по рынку.

Производство и продажа прицепной, строительно-дорожной и другой техники специального назначения производителями России и других стран СНГ Обзор (электронное издание) содержит данные производства и продаж прицепной, строительно-дорожной и специальной техники, компонентов, экспорта-импорта строительно-дорожной и специальной техники, другие аналитические материалы.
ВНИМАНИЕ

Оплата за участие в мероприятиях холдинга,  а также подписку на периодические издания и за отдельные информационные материалы ОАО «АСМ-холдинг» принимается, по желанию заказчика, наличным платежом в рублях или банковским переводом.

Copyright © 2017 ОАО "АСМ-холдинг"   Индекс цитирования     Рейтинг@Mail.ru