Аналитическая и консалтинговая компания ОАО "АСМ-холдинг"
         
РусскийEnglish
 
 
ГлавнаяПрофильИтоги работы российской автомобильной промышленности в 1 квартале 2009 года.

Итоги работы российской автомобильной промышленности в 1 квартале 2009 года.

Итоги работы российской автомобильной промышленности
в 1 квартале 2009 года. Прогноз производства и рынка автотранспортных средств в 2009 году

Кризисные явления, охватившие финансовую сферу и реальную экономику в конце 2008 года, в 1 квартале 2009 года трансформировались в явно выраженный провал производства и потребления промышленной продукции.

Наиболее болезненно на сложившиеся кризисные обстоятельства отреагировала автомобильная промышленность. В России за январь-март 2009 года было произведено 144,5 тысяч автотранспортных средств (грузовых и легковых автомобилей, автобусов) или на 65,2% меньше, чем за тот же период 2008 года. При этом сравнимые величины падения выпуска продукции зафиксированы во всех секторах автомобилестроения России. В качестве общей тенденции нужно отметить, что потери выпуска автомобилей иностранных моделей были примерно вдвое ниже, чем отечественных.

Грузовые автомобили

За 1 квартал 2009 года в России произведено 16,18 тысяч грузовых автомобилей или на 75,7% меньше, чем за 1 квартал 2008 года. Если среднемесячный выпуск грузовых автомобилей в 2008 году составил 21 563 единицы, то за январь 2009 года – 4 141 ед., февраль -4 544 ед., март 2009 года – 7 282 ед., т.е. производители грузовых автомобилей начали работу в 2009 году в четверть своих возможностей.

Ни одному из предприятий – производителей грузовиков не удалось сохранить уровень их выпуска в 1 квартале 2008 года. В частности, в АМО «ЗИЛ» выпущено всего 511 единиц, или 33,1% к уровню 1 квартала 2008 года; в ООО «ГАЗ» - 15,4% соответственно, (в том числе малотоннажных автомобилей – 15,0%, среднетоннажных - 17,3%).

Между тем, падение производства грузовых автомобилей иностранных моделей, сборка которых организована на территории России, по оценке ОАО «АСМ-холдинг» произошло до 45,4% к уровню 1 квартала 2008 года, в то время как отечественных моделей – до 24,3%. Доля иностранных моделей в общем объеме производства грузовых автомобилей в России составила в 1 квартале 2009 года 8,4% против 4,5% за соответствующий период 2008 года.

В целом за 1 квартал 2009 года в России произведено на 50 тысяч грузовых автомобилей меньше, чем за соответствующий период прошлого года, т.е. в объемах производства этот сектор автомобилестроения потерял продукции, в связи с падением конъюнктуры, на сумму около 30 млрд. рублей.

Прогнозные оценки экспертов относительно итогов работы сектора грузового автомобилестроения России в целом за 2009 год колеблются в очень широких пределах и постоянно пересматриваются по мере получения реальных результатов за первые месяцы года. Очевидно, что производителям грузовых автомобилей в оставшееся до конца 2009 года вполне реально выйти на ежемесячный уровень их выпуска в 15 – 18 тысяч единиц и выйти на итоговый результат в 160 – 180 тысяч единиц в год, или на уровень 65 – 75% от показателя 2008 года.

Предприятия – производители грузовых автомобилей по итогам 1 квартала 2009 года отгрузили потребителям 15 732 машины, или всего 23,4% к уровню отгрузки в 1 квартале 2008 года. Указанные предприятия отгрузили практически всю изготовленную с начала года продукцию – 97,2%, однако складские остатки все ещё велики: они превысили 9,6 тысячи единиц, что на 30% больше объемов производства в марте с.г. Около трети складских остатков приходится на предприятия группы «Cоллерс».

Автобусы

Стагнация производства в секторе автобусов четко обозначилась уже в 2008 году, когда автобусов было выпущено почти на 25% меньше, чем в 2007 году. Эта тенденция ещё усугубилась в 1 квартале 2009 года, в течение которого было выпущено всего 5 277 автобусов, что составило 30,9% к уровню 1 квартала 2008 года.

Если в 2008 году среднемесячный выпуск автобусов составлял 5 596 автобусов, то в январе 2009 года их производство составило 719 единиц, в феврале – 1702 единицы, в марте 2009 года – 2 856 единицы. Работа заводов по производству автобусов в 1 квартале 2009 года практически была парализована. В АМО «ЗИЛ» автобусы не выпускались вовсе, в ООО «ГАЗ» было произведено только 34,7% автобусов к уровню 1 квартала 2008 года, а надежда завода – микроавтобус MAXUS – выпущен в количестве 154 единиц за квартал. В группе «Соллерс» выпущено 27% автобусов к уровню 1 квартала 2008 года, в т.ч. 213 автобусов Fiat Dukato, в ООО «ПАЗ» - 21,6%, в ООО «ЛиАЗ» - 24,3%, в ОАО «ГолАЗ» - 20,4%, в ООО «КАВЗ» - 12,6%, в ВАП «Волжанин» - 12,4%, в ОАО «НефАЗ» - 19,1%, в ЗАО «Мичуринский автобус» - 8,0%.

В то же время резко увеличилась сборка автобусов иностранных моделей. Их производство в 1 квартале 2009 года составило 818 единицы, или в 2 раза больше, чем в 1 квартале 2008 года, при этом уровень производства автобусов отечественных моделей снизился до 26,7% от уровня соответствующего периода 2008 года. Кроме уже упомянутых выше микроавтобусов MAXUS и Fiat Ducato в ООО СТ «Нижегородец» увеличен на 13,9% выпуск автобуса этого же класса Форд Транзит, а в ООО «ТАГАЗ» освоена сборка автобусов Hyundai County и Aero Town.

Если в 1 квартале 2008 года в общем производстве автобусов в России доля иностранных моделей составляла 2,3%, то в 1 квартале 2009 года она составила уже 15,5%.

В целом же за 3 месяца текущего года в России изготовлено автобусов на 11,8 тысяч единиц меньше, чем за соответствующий период прошлого года.

.

Легковые автомобили

В 1 квартале 2009 года с конвейеров российских автозаводов сошло 123 013 легковых автомобилей, или на 62,8% меньше, чем за соответствующий период 2008 года. Резкое снижение объемов продаж автомобилей, а в связи с этим и существенный спад производства в конце 2008 года получили продолжение и в первые месяцы 2009 года. В то время как среднемесячный выпуск легковых автомобилей в стране в 2008 году составлял 122,4 тысячи, в январе 2009 года их было произведено только18 208 ед., в феврале 45 781 ед., в марте 58 021 ед., что составило соответственно 20,2%, 39,2%, 47,7,0% к январю, февралю и марту 2008 года.

Подавляющее большинство предприятий, производящих легковые автомобили, существенно снизили их выпуск в 1 квартале 2009 года. Автомобильный завод «ГАЗ» на этот период полностью прекратил производство автомобилей «Волга», ограничившись выпуском 187 автомобилей модели Volga Siber. В ОАО «АВТОВАЗ» изготовлено всего 52 878 автомобилей LADA, что составляет 28,8% к уровню их производства в 1 квартале 2008 года. ОАО «Соллерс-Набережные Челны» снизило выпуск легковых автомобилей на 60,7%, ОАО «УАЗ» - на 79,1%, ОАО «ИжАвто» - на 44,3%, Группа компаний «Автотор» - на 71,2%, ЗАО «GM-АВТОВАЗ» - на 88,1%, ОАО «Автофрамос» - на 36,9%, ЗАО «Форд Мотор Компани» - на 19,4%, ООО «Дженерал Моторз Авто» - на 14,2%. Остановлено полностью производство автомобиля «ОКА».

Только двум производителям легковых автомобилей в стране удалось достичь положительного индекса роста производства в 1 квартале 2009 года: ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия» увеличило выпуск автомобиля Toyota Camry почти в 4,5 раза, а также ООО «Фольксваген РУС» увеличило выпуск своих автомобилей в 1,92 раза.

В целом же падение выпуска легковых автомобилей иностранных моделей составило 49,3%, в то время как отечественные автомобили потеряли в 1 квартале 2009 года 71,6% своего объема по сравнению с 1 кварталом 2008 года. При этом доля иностранных моделей в общем выпуске легковых автомобилей в России составила в 1 квартале текущего года 53,5% (в 1 квартале 2008 года 39,3%). Неуклонное усиление позиций иностранных моделей в последние годы существенно сказывается на распределении долей российского рынка автотранспортных средств.

О структуре рынка

Анализ структуры российского рынка легковых автомобилей по предварительным данным 1 квартала 2009 года показал, что соотношение долей отечественных автомобилей и импортных моделей (совместно с иномарками, собранными на территории России) продолжает изменяться в сторону последних даже в условиях, созданных правительством за счет увеличения импортных пошлин, увеличения объемов госзаказа, льготного кредитования и т.п.

В результате принятых мер импорт легковых автомобилей в 1-м квартале 2009 года составил 142,8 тыс. ед. против 410,0 тыс. ед. годом ранее, или сократился на 65,2%.

При этом импорт подержанных автомобилей сократился до 9,2 тыс. шт. против 79,7 тыс. шт. в 1 квартале 2008 года. Доля подержанных машин в общем объеме импорта составила в 1 квартале 2008 года 19,4%; в 1 квартале 2009 года – 6,5%; в марте 2009 года – 0,7%.

Продажи новых легковых иномарок в первом квартале 2009 года составили, по данным АЕБ, 280,3 тыс. автомобилей против 453,2 тыс. в первом квартале 2008 года, то есть сократились на 38,2%.

Доля отечественных автомобилей на российском рынке легковых автомобилей снизилась с 23,8% до 22,6%

К сожалению, пока не обработаны данные по грузовым автомобилям и автобусам, но тенденции изменения рынка эти АТС, по нашему мнению, будут аналогичными.

Развитие ситуации на мировом авторынке в 1-м квартале 2009 г.

Резко обострившаяся к концу 2008 года финансовая ситуация в мире, беспрецедентное падение продаж, скопившиеся нереализованные складские запасы автомобилей и нехватка оборотных средств на оплату поставок материалов и компонентов вынудили многих производителей (в том числе и в странах с успешными показателями 2008 года) останавливать или сокращать производство. По примеру корпораций General Motors и Chrysler в США, национальные производители других стран стали массовым порядком обращаться, и не безуспешно, за помощью к своим правительствам.

В большинстве случаев речь идет о предоставлении льготных кредитов или кредитных гарантий автопроизводителям. Однако практика всего лишь двух последних месяцев наглядно показала, что наибольшее воздействие на оживление рынка оказывает не кредитная поддержка производителей, а прямая финансовая помощь со стороны государства потребителю, сочетаемая с целями защиты окружающей среды посредством обновления автомобильного парка.

В январе 2009 года Европа зафиксировала падение автомобильного рынка на 27%. В феврале дела обещали идти еще хуже, если бы не тот поразительный эффект, который произвела принятая в Германии мера по стимулированию спроса на новые автомобили. Предложенная Союзом автомобильной промышленности (VDA) и поддержанная правительством система поощрения покупателей предусматривала выплату бонуса в размере до 2500 евро за сдачу в утиль старой (более 9 лет) машины при покупке новой.

В условиях снижения продаж в соседних странах в среднем на 30-40%, в Германии продажи легковых автомобилей в феврале не просто замедлили темпы падения, но и выросли на 21,5% по сравнению с февралем 2008 года. В результате средний по Европе темп снижения продаж в феврале сократился до 18,3%. Вслед за Германией, подобные схемы с «утилизационным бонусом» от 1 000 до 5 000 евро были приняты также во Франции, Италии, Испании, Словакии; ожидается введение бонуса в Великобритании. Показательно, что принятые бонусные схемы не носят протекционистского характера в пользу той или иной национальной автомобильной отрасли. Не оговаривается не только страна производства регистрируемого нового автомобиля, но и страна его приобретения.

На других крупнейших авторынках ситуация складывается следующим образом. В североамериканской зоне NAFTA производство автомобилей в 1-м квартале 2009 года составило 1 780,7 тыс. ед. (-50,2%), в том числе в США 1 165,5 тыс. ед. (-53,6%). Продажи легких автомобилей в США за это период составили 2 197,2 тыс. ед., сократившись по сравнению с 1-м кварталом 2008 года на 38,3%.

В Китае, после январского падения производства автомобилей (на 20,5%) и их продаж (на 14,3%), началась реализация комплекса государственных мер по стимулированию автомобильной промышленности, благодаря чему мартовские продажи автомобилей всех типов выросли в целом на 4%, до 1,11 млн. штук. Ассоциация автопроизводителей Китая прогнозирует рост производства и продаж автомобилей в 2009 году на уровне 5%.

Прогноз мирового автопроизводства на 2009 год

Согласно опубликованному агентством Reuters прогнозу аналитической компании RL Polk Germany (информационного партнера ОАО «АСМ-холдинг»), мировое производство легковых и легких коммерческих автомобилей сократится в 2009 году на 19%, или на 2 млн. ед., до 52,8 млн. автомобилей – самого низкого показателя с 1998 года. Ожидается, что объем производства General Motors сократится на 31%, тогда как сокращение производства концерна VW произойдет на уровне 15% - отчасти благодаря его слабой зависимости от рынка США. Таким образом, Volkswagen, который уже опередил Ford в 2008 году, обойдет GM и займет место второго в мире по объемам выпуска автопроизводителя после Toyota. Эксперты Polk считают, что мировое производство автомобилей снова начнет расти в 2010 году, с особенно высокими темпами роста в два последующих года, что позволит достичь рекордного уровня производства легких автомобилей более 70 млн. ед. в 2012 году. (В 2008 году суммарное производство легковых и легких коммерческих автомобилей составило 66,3 млн. ед.)

Последние публикации
Ежемесячный аналитический обзор Обзор (печатное издание) содержит данные по производству и оптовым продажам легковых, грузовых автомобилей и автобусов, тракторной, сельскохозяйственной, строительно-дорожной и специальной техники, компонентов, а также другие аналитические материалы.
Статистический обзор рынка грузовых автомобилей в РФ за 2007-2015 гг. Обзор содержит аналитические данные, отражающие динамику производства и продаж грузовых автомобилей, произведенных в России, Республике Беларусь и Украине, а также...
Статистический обзор рынка автобусов в РФ в 2007-2015 гг. Обзор содержит аналитические данные о производстве, продажах, импорте автобусов, отражающие динамику производства, продаж и импорта автобусов за 9 лет, а также...
Производство и продажа автомобильной техники производителями России и других стран СНГ

Обзор (электронное издание) содержит данные производства и оптовых продаж легковых, грузовых автомобилей и автобусов, компонентов, экспорта-импорта автомобильной техники и аналитические материалы по рынку.

Производство и продажа коммерческих автомобилей, специальной техники производителями России и других стран СНГ

Обзор (электронное издание) содержит данные производства и продаж грузовых автомобилей, автобусов, строительно-дорожной и специальной техники, компонентов, экспорта-импорта коммерческих автомобилей и аналитические материалы по рынку.

Производство и продажа прицепной, строительно-дорожной и другой техники специального назначения производителями России и других стран СНГ Обзор (электронное издание) содержит данные производства и продаж прицепной, строительно-дорожной и специальной техники, компонентов, экспорта-импорта строительно-дорожной и специальной техники, другие аналитические материалы.
ВНИМАНИЕ

Оплата за участие в мероприятиях холдинга,  а также подписку на периодические издания и за отдельные информационные материалы ОАО «АСМ-холдинг» принимается, по желанию заказчика, наличным платежом в рублях или банковским переводом.

Copyright © 2016 ОАО "АСМ-холдинг"