Аналитическая и консалтинговая компания ОАО "АСМ-холдинг"
         
РусскийEnglish
 
 
ГлавнаяНовостиВ России нет сельхозмашиностроения, удовлетворяющего потребностям отечественного сельского хозяйства

В России нет сельхозмашиностроения, удовлетворяющего потребностям отечественного сельского хозяйства

09.11.2011

Вадим Особов
доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель

Девяносто лет назад, первого апреля 1921 года Совет народных комиссаров принял постановление «О сельскохозяйственном машиностроении». Первым пунктом в постановлении значилось: «Признать сельскохозяйственное машиностроение делом чрезвычайной государственной важности». В соответствии с этим в стране быстрыми темпами начало создаваться и развиваться тракторное и сельскохозяйственное машиностроение.

В 1924 г. на заводе «Красный Путиловец» было организовано производство тракторов «Фордзон-Путиловец», и уже в 1925 г. за ворота завода вышло 600 таких машин.

Развитие тракторного и сельскохозяйственного машиностроения требовало организации научно-исследовательских работ. В 1928 г. был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт сельхозмашиностроения (ВИСХОМ), а в 1930 г. – Государственный научно-исследовательский тракторный институт (НАТИ).

В 1931 г. вошли в строй Сталинградский тракторный завод, выпускавший колесный трактор СТЗ-1 с двигателем мощностью 32,5 л.с., и Харьковский тракторный завод, выпускавший тракторы ХТЗ.

В 1932 г. начал работу завод «Ростсельмаш», производивший прицепной зерноуборочный комбайн С-1 пропускной способностью 2,5 кг/c. На заводе «Коммунар» в г. Запорожье было освоено производство комбайнов «Коммунар» пропускной способностью 2,0 кг/c хлебной массы.

В 1934 г. Кировский завод в Ленинграде начал производство тракторов «Универсал».
К 1941 г. отечественное машиностроение выпускало 119 конструкций тракторов и сельскохозяйственных машин.

В годы войны, в августе 1942 г., в Рубцовске на Алтае было освоено производство гусеничного трактора АТЗ-НАТИ. В 1944 г. на этом же заводе был изготовлен получивший впоследствии большую популярность среди механизаторов трактор ДT-54.

В 1943 г. одновременно с восстановлением разрушенных Сталинградского и Харьковского заводов было начато строительство тракторных заводов в Липецке и Владимире.

В 1945 г. Алтайский, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы выпустили 6,5 тыс. тракторов АСХТЗ-НАТИ, а Владимирский завод произвел 1166 тракторов «Универсал-1».

В 1946 г. завод «Ростсельмаш» освоил производство самоходных зерноуборочных комбайнов СК-3.

В послевоенные годы были не только восстановлены, но и построены новые крупные заводы тракторного и сельскохозяйственного машиностроения в Петрозаводске, Кишиневе, Красноярске, Кировограде, Одессе, Львове, Ташкенте, Бишкеке и других городах СССР.

В 1968 г. тракторов было изготовлено в 1,9 раза больше, чем в США, зерновых комбайнов – в 2,6 раза, тракторных плугов – в 1,6 раза, тракторных сеялок – в 2,3 раза больше.

В семидесятые и восьмидесятые годы большое количество предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения было реконструировано, построен ряд заводов. Новый импульс развития получили Чебоксарский, Минский, Липецкий, Владимирский, Челябинский тракторные заводы, «Ростсельмаш», «Гомсельмаш», Красноярский, Таганрогский, Рязанский, Тернопольский комбайновые заводы, Грязинский, Алтайский, Зеленоградский заводы по производству почвообрабатывающих и посевных машин, Люберецкий завод им. Ухтомского, завод им. Фрунзе в г. Фрунзе (Бишкек), Новоград-Волынский завод по производству техники для кормоприготовления, завод «Кургансельмаш» по производству молочного оборудования, моторные заводы в Харькове и Минске и другие предприятия.

Новым этапом развития отечественного сельхозмашиностроения стал переход от выпуска отдельных машин к созданию и производству комплексов машин, которые механизируют все технологические операции.

В 1986 г. было произведено 1587 наименований сельхозмашин, в том числе для растениеводства – 962 наименования, для животноводства – 620. Выпуск тракторов составил 511,6 тыс. штук (в том числе в России – 264,5 тыс. штук), зерноуборочных комбайнов 95 тыс. штук, кормоуборочных комбайнов (самоходных и прицепных) 90 тыс. штук, сеялок тракторных 198 тыс. штук, культиваторов 217 тыс. штук, пресс-подборщиков 30 тыс. штук, косилок 100 тыс. штук (из них 25 тыс. дисковых) и т.д.

Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение в СССР стало крупнейшей отраслью машиностроения. Разработкой тракторов и сельхозмашин в стране занималось около трехсот научно-исследовательских институтов и конструкторских организаций, среди них – институты НАТИ, ВИСХОМ, ВНИИКОМЖ, головные специализированные конструкторские бюро (ГСКБ) «Ростсельмаша», «Гомсельмаша», Волгоградского, Харьковского и других тракторных заводов, головные специализированные конструкторские бюро по почвообрабатывающим, посевным, картофелеуборочным, кормоуборочным машинам и по многим другим направлениям сельхозмашиностроения. Только за период с 1975 по 1990 г. было разработано и поставлено на производство более 300 моделей тракторов и сельхозмашин.

«Гомсельмаш» в 1986 г. освоил производство кормоуборочного комбайна КСК-100, Люберецкий завод – само-ходную косилку КПС-5Г. Минский тракторный завод производил популярный трактор МТЗ-80. В 1977 г. впервые в мире на заводе им. Фрунзе было освоено производство пресс-подборщика крупногабаритных рулонов ПРП-1,6. Организовано производство широкозахватных культиваторов КПЗ-9,7, сеялок точного высева СПР-6, самоходных рисовых жаток ЖРС-5, машин для внесения удобрений СПТ-10 и многих других машин для различных направлений растениеводства и животноводства.

Распад СССР и приватизация предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения в России привели к катастрофическому сокращению потенциала отрасли. Крупные предприятия – Минский тракторный завод, «Гомсельмаш», Харьковский тракторный завод, завод почвообрабатывающих машин в г. Одессе, завод посевных машин в г. Кировограде, завод кормоуборочных машин в г. Бишкеке и другие остались в странах ближнего зарубежья. Российские предприятия – Тульский комбайновый завод, Таганрогский комбайновый завод, Рязанский комбайновый завод, Люберецкий завод сельскохозяйственного машиностроения, Алтайский тракторный завод и ряд других в результате приватизации прекратили свою деятельность. Ликвидированы ведущие научно-исследовательские институты ВИСХОМ, НАТИ, ВНИИКОМЖ и головные специализированные конструкторские бюро.

Новым собственникам предприятий наиболее целесообразным представлялось сдавать здания в аренду, нежели создавать и производить тракторы и сельхозмашины.

В 2010 г. производство тракторов, комбайнов и прицепных сельскохозяйственных машин сократилось более чем в 10 раз по сравнению с производством этой техники в 1990 г.

В 2010 г. в России было произведено 8850 тракторов. Из них собственно российскими заводами было изготовлено 3274 трактора. Сборка на территории России тракторов МТЗ составила 5122 шт., тракторов ХТЗ – 454 шт. В том же году Минский тракторный завод поставил в Россию 15 947 тракторов, у других производителей по импорту было закуплено 3687 шт. Таким образом, из 28 484 тракторов, поставленных на российский рынок в 2010 г., на тракторы российского производства пришлось 11%.

В том же 2010 году в России было произведено 4312 зерноуборочных комбайнов. Из них на завод «Ростсельмаш» пришлось 2476 машин, Красноярский завод комбайнов сделал 411 комбайнов, сборочное производство комбайнов «Гомсельмаш» на заводе «Брянсксельмаш» выпустило 1006 машин, сборочными производствами комбайнов других зарубежных фирм было изготовлено 400 штук, по импорту поставлено 728 машин. Таким образом, комбайны российского производства на российском рынке заняли долю в 57%. Не лучше обстояло дело и с прицепной техникой.

Производство картофелеуборочных комбайнов составило 44 штуки, при этом по импорту поставлено 546 машин, т.е. на российское производство пришлось 7% рынка.

И так во всем. Производство плугов в России составило 1469 штук (импорт 6807), культиваторов – 3853 штуки (импорт 2453), борон – 4556 (импорт 5517), сеялок – 2671 (импорт 3867), косилок – 2999 (импорт 6882), пресс-подборщиков – 1172 (импорт 549). Из приведенных данных следует, что машины российского производства (плуги, культиваторы, бороны, сеялки, косилки, пресс-подборщики) на российском рынке в 2010 г. занимали 18, 61, 45, 40, 30 и 68 процентов соответственно.

Можно констатировать, что в настоящее время в России сельскохозяйственного машиностроения, удовлетворяющего потребностям сельского хозяйства, нет.

В результате низкой технической оснащенности сельскохозяйственные работы проводятся несвоевременно, некачественно, их технологии нарушаются, потери сельхозпродукции возрастают.

При отсутствии в России современного тракторного и сельскохозяйственного машиностроения наша страна не может иметь высокопродуктивное сельское хозяйство и рискует окончательно потерять продовольственную безопасность.
В связи с этим целесообразно:

1. Как и 90 лет назад, признать сельскохозяйственное машиностроение делом чрезвычайной государственной важности.

2. Создать государственную корпорацию тракторного и сельскохозяйственного машиностроения.

3. Привлечь ведущие зарубежные фирмы к строительству заводов по производству тракторов и сельхозмашин с высоким уровнем локализации. Опыт в этом направлении есть. Например, фирма Claas построила завод по производству зерноуборочных комбайнов и тракторов в Краснодаре, фирма Amazone организовала производство почвообрабатывающих и посевных машин в Самаре.

4. Организовать совместное производство тракторов и сельскохозяйственных машин российскими заводами и зарубежными фирмами.

5. Сложившаяся в плановой социалистической экономике система организации научно-исследовательских работ в НИИ, а опытно-конструкторских работ – в СКБ в условиях рыночной экономики неприемлема. Исследовательскую, конструкторскую и технологическую работы целесообразно выполнять в рамках одного проекта в одной фирме. Бизнес-проект должен заканчиваться комплектом конструкторской и технологической документации на объект производства (трактор или сельхозмашину) для конкретного завода.

6. Господдержку в первую очередь необходимо оказывать сельхозпроизводителям для приобретения сельхозтехники и госпредприятиям, производящим тракторы и сельхозмашины, для выполнения исследовательско-конструкторских проектов.

Источник: http://agroobzor.ru/, 29.07 2011



Последние публикации
Рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России

Продажи новых легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей и пикапов в России:
- с разбивкой по маркам, легковые автомобили по классам (A, B, B+, C, D, E, F+S, Minivan, SUV), легковые автомобили по классам/моделям,
моделям, легкие коммерческие автомобили по тоннажу до 3,5т. и от 3,5т. до 5т., Федеральным округам, рейтинг продаж.

Ежемесячный аналитический обзор Обзор (печатное издание) содержит данные по производству и оптовым продажам легковых, грузовых автомобилей и автобусов, тракторной, сельскохозяйственной, строительно-дорожной и специальной техники, компонентов, а также другие аналитические материалы.
Производство и продажа автомобильной техники производителями России и других стран СНГ

Обзор (электронное издание) содержит данные производства и оптовых продаж легковых, грузовых автомобилей и автобусов, компонентов, экспорта-импорта автомобильной техники и аналитические материалы по рынку.

Производство и продажа коммерческих автомобилей, специальной техники производителями России и других стран СНГ

Обзор (электронное издание) содержит данные производства и продаж грузовых автомобилей, автобусов, строительно-дорожной и специальной техники, компонентов, экспорта-импорта коммерческих автомобилей и аналитические материалы по рынку.

Производство и продажа прицепной, строительно-дорожной и другой техники специального назначения производителями России и других стран СНГ Обзор (электронное издание) содержит данные производства и продаж прицепной, строительно-дорожной и специальной техники, компонентов, экспорта-импорта строительно-дорожной и специальной техники, другие аналитические материалы.
ВНИМАНИЕ

Оплата за участие в мероприятиях холдинга,  а также подписку на периодические издания и за отдельные информационные материалы ОАО «АСМ-холдинг» принимается, по желанию заказчика, наличным платежом в рублях или банковским переводом.

Copyright © 2017 ОАО "АСМ-холдинг"   Индекс цитирования     Рейтинг@Mail.ru