Аналитическая и консалтинговая компания ОАО "АСМ-холдинг"
         
РусскийEnglish
 
 

Пресс-релиз

Москва, 23 января 2013 года

ИТОГИ РАБОТЫ РОССИЙСКОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В 2012 ГОДУ

Производство автомобильной техники в России в 2012 году выросло на 12,3%

По данным аналитической и консалтинговой компании «АСМ-холдинг», суммарное производство автомобильной техники (легковых автомобилей, грузовиков и автобусов) в России за 2012 год выросло на 12,3 % по отношению к 2011 году до 2235,87 тыс. единиц.

Выпуск легковых автомобилей в России в 2012 году вырос на 13,3%

Производство легковых автомобилей в России за 2012 год выросло на 13,3 % до 1 975,31 тыс. единиц. При этом выпуск отечественных моделей сократился на 3,3% до 640,13 тыс. ед., а иностранных брендов – вырос на 23,4% до 1 335,18 тыс. ед.

Российское производство грузовиков в 2012 году практически осталось на прошлогоднем уровне

Производство грузовых автомобилей (включая шасси и легкие грузовики) в России увеличилось в 2012 году на символическую величину 0,1 % по сравнению с 2011 годом до 204,78 тыс. единиц. Из этого количества, выпуск отечественных моделей составил 173,74 тыс. ед., с сокращением на 3,7%, а грузовиков иностранных марок 31,04 тыс. ед., с ростом на 28,9%.

Выпуск автобусов в России в 2012 году вырос на 30,0%

Производство автобусов (включая микроавтобусы и вахтовые автобусы на шасси грузовиков) в 2012 году выросло на 30,0% до 56,31 тыс. единиц. Из общего количества произведенных автобусов, выпуск отечественных моделей составил 46,39 тыс. ед., увеличившись на 37,9%. Выпуск автобусов иностранных марок вырос на 2,6% до 9,92 тыс. машин.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК РОССИИ в 2012 году

Автомобильный рынок России на протяжении всего 2012 года демонстрировал устойчивое развитие с естественным при постоянно повышающейся сравнительной базе замедлением роста. Если по итогам первого квартала темп прироста продаж автомобилей по отношению к такому же периоду 2011 года составлял +22,4%, то в целом за период с января по декабрь 2012 года рынок вырос по отношению к предшествующему году на 10,3%, достигнув уровня 3 315,4 тыс. оптовых продаж автомобилей всех типов. Не преодоленное отставание от общего объема продаж автомобилей в докризисном 2008 году сократилось до 304,1 тыс. машин, или до 8,4% от уровня 2008 года.

Рынок легковых автомобилей

Объем оптовых продаж легковых автомобилей вырос по итогам января-декабря на 10,5% по отношению к результату 2011 года и составил 2 889,5 тыс. единиц. Рост месячных продаж (по отношению к соответствующему месяцу предыдущего года) наблюдался в течение первых одиннадцати месяцев, и лишь в декабре был отмечен спад месячных оптовых продаж на 2,4%. Сравнение структуры рынка легковых автомобилей по их происхождению в январе-декабре 2012 и 2011 годов показывает следующие изменения, произошедшие за истекший год.

Продажи отечественных автомобилей снизились на 19,4 тыс. машин до 613,8 тыс. ед., а их рыночная доля сократилась с 24,2% до 21,3%. Продажи иномарок российской сборки выросли с 1 048,8 тыс. ед. до 1 280,3 тыс. ед. при расширении их доли на 4,2 процентного пункта с 40,1% до 44,3%.

Продажи именно в этом сегменте и стали основным фактором, предопределившим общий рост рынка. Совокупная доля продаж легковых автомобилей, собранных в России (отечественных и иномарок), увеличилась на 1,3 пункта, составив 65,6% рынка против 64,3% в 2011 году.

Продажи импортированных новых иномарок увеличились на 6,2% до 983,0 тыс. ед. при сокращении их рыночной доли на 1,4 пункта с 35,4% до 34,0%.

Ввоз подержанных легковых автомобилей корпоративными импортерами, уже не играющий заметной роли на рынке, увеличился за год на 65,3% до 12,4 тыс. машин, а его рыночная доля составила 0,4% против 0,3% годом ранее.

По отношению к годовым результатам 2008 года, объем продаж легковых автомобилей в 2012 году был ниже на 7,4% (месяцем ранее отставание составляло -8,1%).

По оперативным данным, импорт легковых автомобилей физическими лицами, не учитываемый во внешнеторговой статистике и не принимаемый в расчет рынка, составил в январе-декабре 2012 года 216,4 тыс. ед. против 134,5 тыс. ед. годом ранее; из них на подержанные автомобили пришлось 199,9 тыс. ед. и 124,4 тыс. ед. соответственно.

Рынок легковых автомобилей (в денежном выражении)

Структура российского рынка легковых автомобилей по происхождению машин, выраженная в стоимостных объемах, заметно отличается от проанализированной выше структуры рынка в натуральном выражении (то есть по количеству проданных автомобилей). Динамика изменения стоимостных объемов всех сегментов рынка согласуется в целом с динамикой тех же сегментов в физических единицах. Однако рыночные доли каждого сегмента в обоих выражениях (натуральном и денежном) существенно разнятся. Это вызвано значительным разбегом потребительских цен автомобилей между различными сегментами рынка. Так, при средней цене легкового автомобиля для всего рынка в 2012 году 550 629 руб. ($17 728), средние цены по отдельным сегментам варьировались от 293 808 руб. ($9 459) для отечественных моделей до 754 390 руб. ($24 293) для новых импортированных иномарок.

Рост цен в каждом сегменте имел место в рублевом выражении (от +2% до +7%), тогда как в долларовом эквиваленте изменение цен было менее значительным и имело разную направленность. Отмечен рост цен по отечественным моделям (+1%) и подержанному импорту (+1,7%) при некотором снижении цен по новым иномаркам (-0,6% для иномарок российской сборки и -3,7% для импорта). Общий объем рынка за январь-декабрь 2012 года оценивается в 1 591,03 млрд. руб. ($51,23 млрд.) с ростом в годовом исчислении на 15,4% в рублях и на 9,0% в долларах США.

Самым крупным по сумме продаж сегментом (741,53 млрд. руб.) были импортированные новые иномарки, на долю которых пришлось 46,6% рынка (против 49,7% годом ранее). Вторым крупнейшим сегментом были «российские иномарки», объем продаж которых вырос до 663,10 млрд. руб., а рыночная доля увеличилась от 37,4% до 41,7%. Стоимостной объем продаж отечественных моделей вырос на 3,7% до 180,35 млрд. руб. (за счет роста средних цен, но не количества), а их доля на рынке убавилась от 12,6% до 11,3%. Общий объем продаж автомобилей, собранных в России, составил 843,45 млрд. руб. при расширении их совокупной рыночной доли от 50,0% до 53,0%. На подержанные иномарки, ввезенные юридическими лицами, пришлось 6,05 млрд. руб., а их рыночная доля прибавила 0,1 пункта до 0,4%.

Рынок грузовых автомобилей

Российские продажи грузовиков в январе-декабре 2012 года составили 357,70 тыс. ед., показав более медленный, по сравнению с общей динамикой автомобильного рынка в целом, темп роста – на 8,8% по отношению к результату 2011 года.

Абсолютный рост продаж зафиксирован во всех сегментах рынка, кроме крупнейшего из них – сегмента отечественных автомобилей, в котором впервые с начала 2012 года отмечен спад оптовых продаж (на 0,8% до 160,38 тыс. ед.). Рыночная доля этого сегмента, составлявшая годом ранее 49,2%, сократилась на 4,4 пункта до 44,8%.

Продажи «российских иномарок» увеличились с 21,45 тыс. до 28,78 тыс. грузовиков, а их рыночная доля прибавила 1,5 пункта до 8,0%. Тем не менее, совокупная доля произведенных в России грузовиков (отечественных и иномарок) сузилась от 55,7% до 52,8%.

Импорт новых грузовиков вырос на 16,3% до 150,44 тыс. машин с увеличением рыночной доли на 2,7 пункта до 42,1%.

Продажи импортированных подержанных машин увеличились на 11,9% до 18,10 тыс. ед. при расширении их доли на 0,2 пункта до 5,1%.

Пока же отставание в продажах грузовиков по сравнению с показателями 2008 года остается наиболее существенным из всех секторов автомобильного рынка (16,9%).

Рынок автобусов

По результатам 2012 года автобусный рынок характеризовался более высоким темпом восстановления, чем рынки легковых и грузовых автомобилей. По сравнению с 2011 годом, продажи автобусов выросли на 12,4% и составили 68 176 единиц.

В структуре рынка по классам автобусов продолжался сдвиг в сторону автобусов особо малого класса (микроавтобусов), доля которых увеличилась до 57,9% от 56,5% в 2011 году. Начиная с итоговых показателей за 11 месяцев 2012 года, абсолютный рост продаж отмечается лишь в одном сегменте рынка автобусов по происхождению машин, а именно в сегменте отечественных моделей.

Сегмент иномарок российской сборки, в котором, начиная с итогового показателя семи месяцев, наблюдался спад продаж, практически восстановился по годовым результатам на уровне 2011 года, отстав от него всего на 31 машину.

В то же время, начиная с итогов за 11 месяцев 2012 года, стали сокращаться продажи в сегментах импорта – как нового, так и подержанного. Сокращение импорта явилось очевидной причиной снижения месячных объемов продаж автобусов в ноябре и декабре (на 11,6% и 10,5% соответственно).

Действенным драйвером роста рынка стал сегмент отечественных автобусов, продажи которых в 2012 году увеличились на 25,3% до 42 505 единиц при расширении их рыночной доли на 6,4 пункта до 62,3%.

Продажи «российских иномарок» снизились на символически малую величину 0,3% до 10 153 автобусов, но их доля на рынке сократилась с 16,8% до 14,9%.

В сегменте импортированных новых автобусов отмеченный по итогам десяти месяцев слабый рост сменился спадом годовых продаж на 5,8% до 12 349 машин. Рыночная доля этого сегмента сократилась на 3,5 пункта – с 21,6% до 18,1%. Подержанный импорт сократился на 8,2% до 3 169 автобусов, а доля этого сегмента автобусного рынка сузилась на один пункт до 4,7%.

Аналитический центр ОАО АСМ-холдинг»
e-mail: inf@asm-holding.ru

Copyright © 2016 ОАО "АСМ-холдинг"