Аналитическая и консалтинговая компания ОАО "АСМ-холдинг"
         
РусскийEnglish
 
 

Окончательные цифры

Последний год отложенного спроса

В начале января ОАО «АСМ-холдинг» подвел первые итоги развития российского автомобильного рынка в 2012 году. То есть не за 10 месяцев, как это было сделано на состоявшейся в декабре конференции «Автопром-2012» (см. предыдущий материал), а за все 12 месяцев минувшего года. Сравнение более свежих данных с данными двухмесячной давности ясно показывает: отложенный спрос, образовавшийся после международного финансового кризиса 2008-2009 годов, себя полностью исчерпал, и рост автомобильного рынка постепенно замедляется. Если продажи легковых автомобилей в нашей стране по итогам 10 месяцев увеличились на 12,8%, то по итогам 12 месяцев – только на 10,5% (с финальным результатом 2 889,5 тыс. машин). В декабре был даже отмечен спад оптовых продаж легковушек, составивший 2,4%. Таким образом, если в наступившем году рост российского рынка легковых автомобилей все же продолжится, то, по мнению специалистов, он вряд ли он превысит 1-2%.

Впрочем, специфика нашего журнала обязывает уделить более пристальное внимание рынку коммерческой автотехники.

Рынок коммерческой автотехники

Начнем с грузовых автомобилей. По итогам 12 месяцев 2012 года в России было реализовано 357,7 тыс. грузовиков – на 8,8% больше, чем по результатам 2011 года. При этом оптовые продажи автомобилей отечественных марок сократились на 0,8% (до 160,38 тыс. ед.), а их рыночная доля уменьшилась с 49,2% до 44,8%. Продажи выпускаемых в стране грузовиков иностранных марок, напротив, увеличились с 21,45 тыс. до 28,78 тыс., а их рыночная доля – с 6,5 до 8%. Но все равно совокупная доля произведенных в России грузовых автомобилей (отечественных и иномарок) снизилась от 55,7 до 52,8%.

Импорт новых грузовиков в страну продолжил набирать обороты: по итогам 2012 года он увеличился на 16,3%, до 150,44 тыс. ед., с ростом рыночной доли с 39,4 до 42,1%.

Продажи импортированных подержанных грузовиков прибавили 11,9%, достигнув 18,1 тыс. при расширении их доли с 4,9% до 5,1%.

Ко всему сказанному остается добавить, что отставание в продажах грузовиков по сравнению с показателями 2008 года пока остается наиболее существенным из всех секторов автомобильного рынка – оно составляет 16,9%. То есть потенциальные возможности для роста здесь есть, и довольно значительные.

Теперь – о российском рынке автобусов. По сравнению с 2011 годом их продажи в 2012 году выросли на 12,4% и составили 68 176 ед. Причем наметился явный сдвиг в пользу автобусов особо малого класса (микроавтобусов), доля которых увеличилась с 56,5 до 57,9%.

Действенным драйвером роста рынка стал сегмент отечественных автобусов, продажи которых в 2012 году увеличились на 25,3% до 42 505 ед. при расширении их рыночной доли с 55,9 до 62,3%. Продажи «российских иномарок» при этом снизились на 0,3%, до 10 153 ед., но их доля на рынке сократилась существеннее, с 16,8 до 14,9%.

В сегменте импортированных новых автобусов отмеченный по итогам десяти месяцев слабый рост сменился спадом годовых продаж на 5,8% до 12 349 ед. Рыночная доля этого сегмента сократилась с 21,6 до 18,1%. К сказанному остается добавить, что импорт подержанных автобусов сократился на 8,2%, до 3 169 автобусов, а доля данного сегмента сузилась с 5,7 до 4,7%.

Производство в России

Если производство легковых автомобилей в нашей стране по итогам 2012 года выросло на 13,3% (до 1 975,31 тыс. ед.), то производство грузовых автомобилей осталось на прежнем уровне, прибавив символические 0,1%. А ведь в 2010 и 2011 годах его рост был стремительным! В 2012 году в России изготовили 204,78 тыс. грузовиков, при этом доля автомобилей отечественных марок, составившая 173,74 тыс. ед., сократилась на 3,7%, а доля автомобилей зарубежных марок, напротив, выросла на 28,9%, в количественном выражении составив 31,04 тыс. ед.

Рекордный рост, составивший 30%, продемонстрировало производство автобусов. В течение 2012 года в России с учетом микроавтобусов и вахтовок их изготовили в количестве 56,31 тыс. ед. Причем производство автобусов отечественных марок выросло на 37,9% и достигло 46,39 тыс. Выпуск в стране автобусов-иномарок тоже увеличился, но ненамного, всего на 2,6% – их было сделано 9,92 тыс.

Прогноз на наступивший год

Разные эксперты дают разные прогнозы развития российского автомобильного рынка в наступившем году, но все сходятся в одном: такого роста продаж, который наблюдался в последние три года, в обозримом будущем вряд ли следует ожидать.

По расчетам «АСМ-холдинга», российский рынок легковых автомобилей по итогам 2013 года прибавит всего 1,8%, на нем будет реализовано порядка 2 940 тыс. машин.

На перспективы рынка грузовых автомобилей, который, напомним, пока еще далек от результатов 2008 года, специалисты «АСМ-холдинга» смотрят более оптимистично, прогнозируя ему прибавку в 6,5%. Общие продажи грузовиков должны вырасти до 380 тыс. ед. Правда, отечественные модели продолжат сдавать позиции: их реализация увеличится примерно на 5 тыс. и составит 165 тыс. ед., тогда как грузовиков-иномарок будет поставлено российским заказчикам почти на 18 тыс. больше, в общей сложности 215 тыс. ед. Причем 40,5 тыс. из этого количества планируется изготовить в нашей стране.

Потенциал российского автобусного рынка в 2013 году оценивается еще выше, чем потенциал российского рынка грузовиков – он должен вырасти на 9,4%, в количественном выражении достигнув 74,6 тыс. реализованных автобусов. Из них на импортную технику придется 31,8 тыс., а технику российского производства – 42,8 тыс. При этом выпуск автобусов отечественных марок примерно в четыре раза превзойдет выпуск в стране автобусов иностранных марок. Это немного больше, чем в 2011 году, но будет уместно вспомнить, что еще сравнительно недавно данное соотношение было куда более значительным. В 2008 году, к примеру, разница между выпуском отечественных и зарубежных моделей автобусов была более чем 14-кратной!

Правда, и объем рынка автобусов, и их выпуск в России по итогам 2013 года может оказаться значительно отличающимся от сделанных прогнозов, причем в позитивную сторону. Это произойдет, если правительство страны разработает и начнет воплощать в жизнь широкомасштабные программы по замещению выработавшей свой ресурс автобусной техники, пока явно доминирующей на дорогах страны. Такие программы смогли бы решить сразу две важные задачи: заменить давно отжившие свой век автобусы более современными, экономичными и безопасными машинами, а также максимально загрузить работой отечественных автобусных производителей на несколько лет вперед.

Материал подготовлен по данным, предоставленным ОАО «АСМ-холдинг»

Copyright © 2016 ОАО "АСМ-холдинг"