Аналитическая и консалтинговая компания ОАО "АСМ-холдинг"
         
РусскийEnglish
 
 

Итоги

Для развития автокомпонентной отрасли необходимы совместные усилия как бизнеса, так и государства.

В Торгово-промышленной палате России 29 февраля состоялся Московский международный форум «Автокомпоненты-2008». Мероприятие организовано Комитетом ТПП РФ по предпринимательству в автомобильной сфере, ОАО «АСМ-холдинг», ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» и Объединением автопроизводителей России.

В работе конференции участвовали представители автобизнеса, специалисты автомобилестроительной отрасли, представители федеральных органов исполнительной власти, руководители профессиональных союзов и объединений предпринимателей,

представители СМИ.

Александр Ковригин, первый заместитель Председателя Комитета ТПП РФ

по предпринимательству в автомобильной сфере, заместитель генерального директора ОАО «АСМ-холдинг», в частности, отметил, что автомобильная промышленность во всех развитых странах является локомотивом экономики.

В России приоритет этой отрасли пока не обозначен, поэтому основной целью форума является формирование необходимых решений для развития полноценной автомобилестроительной отрасли и для создания современной автокомпонентной базы в России. Все предложения, отметил Александр Ковригин, будут отражены в специальном докладе, который готовится для правительства России.

Вот несколько цифр, касающихся динамики российского экспорта и импорта.

В 2006 году российский экспорт составил $274,5 млрд. Импорт – $144 млрд.

Из них на $62,8 млрд. закупили комплектующие для всех отраслей российской промышленности. Если в 1995 году автомобильная промышленность закупила комплектующих на $2,5 млрд., то в 2007 году – на $22,9 млрд.

- По прогнозам, в 2010 году наша промышленность закупит за рубежом комплектующих на $165 млрд., а баланс экспорта и импорта в целом по стране станет «нулевым». Таким образом, Россия «проедает» деньги, заработанные на экспорте сырьевых ресурсов, - сказал Александр Ковригин. При этом денег от внешней торговли на развитие высокотехнологичных отраслей и производство продукции с высокой добавленной стоимостью в стране не останется.

Сергей Шаронов, и.о. заместителя департамента промышленности Минпромэнерго России, рассказал, что по режиму промсборки в России к 2012 году предполагается создать мощности по выпуску 1,5 млн. автомобилей в год. Инвестиции в автопром к этому времени составят более 4 млрд. долларов США. Ускоренными темпами развивается рынок легковых автомобилей. Так, в 2007 году объемы продаж выросли на 30,6% и составили 2 млн. 746 тыс. автомобилей.

Доля новых иномарок составила 44% и превысила объемы продаж автомобилей российского производства. Ситуация такова, что потребитель все больше голосует рублем за технически более совершенные автомобили. Поскольку рынок ежегодно поглощает более 3 млн. машин, то спрос по-прежнему будет компенсироваться за счет иномарок, так как мощности отечественных заводов потребительский спрос удовлетворить не могут.

По мнению Сергея Шаронова, в себестоимости современного автомобиля 88% составляют комплектующие изделия. Поэтому, в полный рост стоит фундаментальная проблема – организация производства высококачественных автокомпонентов. Именно на решение этой задачи должны быть направлены все наши усилия. Как подсчитано, 50% локализация уже выгодна при производстве

в России 150 тыс. иномарок в год. К тому же, при больших объемах автопроизводства, ввозить комплектующие невыгодно из-за невысокой пропускной способности портов и железных дорог и высоких транспортных затрат. Таким образом, автопроизводство иномарок в России будет стремиться выйти из уровня 30% локализации, которая была заложена режимом промсборки. Тем не менее, следует отметить, что потенциальные возможности автокомпонентной базы имеются, но остаются невостребоваными в связи с тем, что в большинстве случаев они не отвечают требованиям не только зарубежных, но и российских производителей автотранспортных средств.

Создание крупных производств автокомпонентов 1 и 2 уровней возможно только

с помощью крупных мировых производителей автокомпонентов. Очевидно, что такие производства будут сформированы по кластерному принципу – территориально вблизи автопроизводителей. Это, прежде всего, районы Санкт-Петербурга, Калуги, Нижнего Новгорода. Приход производителей автокомпонентов во многом зависит также от активного содействия местных и региональных властей, как в части создания инфраструктуры, так и снижения налоговой нагрузки на производство.

Кроме того, размеры инвестиций для развития производства автокомпонентов заметно ниже инвестиций, необходимых на создание конечной продукции.

В среднем, на начальном этапе вложения составляют 5 – 10 млн. долларов.

Да и сами предприятия больше относятся к малому и среднему бизнесу, нежели

к крупному, поэтому пути оказания содействия им вполне реальны.

- Наша задача – формирование конкурентной среды в автомобильной отрасли,

- подчеркнул Сергей Шаронов.

Доклад в правительство РФ о состоянии дел в российском автостроении, который в настоящее время готовит Минпроэнерго России, учтет предложения

участников Форума «Автокомпоненты-2008».

По мнению Игоря Коровкина, исполнительного директора «Объединения автопроизводителей России», развитие автомобильной промышленности невозможно без развития автокомпонентной базы, поскольку ежегодно рынок поглощает более 3 млн. автомобилей. Сегодня доля автопрома в ВВП России составляет 2,3%. Например, в Германии, где ставка сделана на автомобильную промышленность, эта цифра составляет 13%. Россия одна из трех развитых стран, включая Великобританию и Италию, которая не обеспечивает потребности собственного автопроизводства и ввозит автомобили.

Автопром других стран «восьмерки», нацелен на экспорт.

- Российский автопром без экспортной ориентации не жизнеспособен,

- подчеркнул Игорь Коровкин.

К 2020 году Россия должна на 70% обеспечивать свой внутренний рынок автомобилями собственного производства. Кроме того, 30% автомобилей, произведенных в России, необходимо экспортировать.

Еще примерно 30% автомобилей должны ввозиться к нам из-за рубежа.

На Форуме с докладами выступили Светлана Степанова, представитель РСПП, Сергей Сергеев, заместитель исполнительного директора Санкт-Петербургской Ассоциации производителей автокомпонентов, академик РАЕН, Игорь Сазонов, первый заместитель Министра промышленности и инноваций Нижегородской области, Надежда Давыдова, заместитель министра промышленности и транспорта Удмуртской республики, представители компаний, работающих в сфере производства автокомпонентов.

В целом, на форуме «Автокомпоненты-2008», было отмечено, что для развития российского автопрома необходимо иметь не только собственное производство автомобилей, но и развитую автокомпонентную базу, которая должна создаваться не только с помощью отечественных компаний, но и известных зарубежных

производителей автокомпонентов. Необходимо и активное содействие государства, поддержка и внимание со стороны ТПП РФ, РСПП и других ответственных организаций.

Мероприятия
21-24 августа 2017
MIMS Automechanika Moscow 2017

(Москва, ЦВК «Экспоцентр»)
Copyright © 2017 ОАО "АСМ-холдинг"   Индекс цитирования     Рейтинг@Mail.ru