Аналитическая и консалтинговая компания ОАО "АСМ-холдинг"
         
РусскийEnglish
 
 

Итоги и предложения

Итоги и предложения участников VI Московского международного форума «АВТОКОМПОНЕНТЫ-2013»

ОАО «АСМ-холдинг», НП «Объединение автопроизводителей России», а также Группа изданий «Макс Медиа» 24 июля 2013 года провели VI Московский международный форум «АВТОКОМПОНЕНТЫ 2013». Тема форума – «Перспективы развития производства и рынка автокомпонентов в России».

Обозначенные в названии конференции перспективы автокомпонентной отрасли на сегодняшний день выглядят далеко не радужными: слишком много нерешенных вопросов, под грузом которых работающие в стране производители комплектующих не только не способны сколько-нибудь уверенно развиваться, они буквально один за другим становятся банкротами!

Важнейшая проблема заключается в том, что применяемые в России оборудование и технологии, а также выросшая в общенациональную проблему нехватка квалифицированных рабочих не позволяют добиться качества, приемлемого для поставок продукции на созданные в стране зарубежные автосборочные производства. Да и отечественные изготовители автотехники по этой же причине все чаще отдают предпочтение импортным комплектующим. Как результат, вместо локализации мы, по сути, получаем постепенную разлокализацию. Подобная ситуация привела к тому, что, по словам заместителя генерального директора ОАО «АСМ-Холдинг» Александра Ковригина, если десять лет назад с импортом автокомпонентов было связано ежегодное утекание из России не более 2 млрд. долларов, то по итогам прошлого года эта сумма достигла 96 млрд. долларов. И по мере расширения собирающих иномарки заводов она будет только расти, в текущем году, скорее всего, превысив 110 млрд. долларов.

Тем временем, приходящие в Россию иностранные производители узлов и агрегатов тоже сталкиваются с проблемами, заключающимися не только в отсутствии необходимых им современных материалов, таких как стали, пластики, резинотехнические изделия. Как рассказал участникам конференции директор департамента по сервису, закупкам и инжинирингу ООО «ЦФ КАМА» Дрейер Лорен Кристофер, российские поставщики комплектующих не раз подводили его предприятие по причине элементарного неумения соблюдать оговоренные сроки поставок и оценивать реальные затраты. Подобные действия ведут к повышению цен на их продукцию вопреки предварительно достигнутым договоренностям и, следовательно, к повышению стоимости конечного продукта. Производителям зарубежных комплектующих также мешает крайне скудная информация о наличии в стране потенциальных предприятий-партнеров, с которыми можно было бы вести речь о создании совместных производств: на конференции представители российских и зарубежных организаций усиленно обменивались визитками, хотя и те, и другие довольно известны в своих кругах. Еще одна беда российских партнеров, по мнению г-на Кристофера, это их нежелание инвестировать в новые технологии, если подобный шаг грозит пусть даже небольшим, но падением прибыли на первоначальном этапе.

С другой стороны, российские производители автокомпонентов, вложившись в модернизацию производства, не имеют никаких гарантий сбыта своей высокотехнологичной продукции. По словам генерального директора, специализирующегося на изготовлении современных катализаторов, ООО «Экоальянс» Тараса Пекарского, каждый из пришедших в страну зарубежных производителей автомобилей уже имеет долгосрочные и эксклюзивные контракты с компаниями, поставляющих ему комплектующие по всему миру. И российскому производителю вклиниться в это годами складывающееся партнерство почти нереально. Ситуацию усугубляет и связанное с вступлением страны в ВТО постепенное снижение ставок на импорт, в том числе автокомпонентов, которое начнется в сентябре текущего года.

В деле развития, точнее, восстановления отечественной компонентной отрасли без инвестиций, причем инвестиций крупных, не обойтись. Как отметил старший менеджер компании «ПрайсвотерхаусКупер Раша Б.В.» Сергей Литвиненко, современный мировой автопром идет по пути снижения количества базовых платформ, а значит, номенклатура применяемых комплектующих год от года будет сокращаться, а количественная потребность в их производстве, напротив, возрастает. При этом сроки замены старых моделей на новые уменьшаются, а значит, требуется более частая перестройка компонентного производства. Вывод из всего вышесказанного: условия конкуренции на глобальном рынке автокомпонентов год от года ужесточаются, а значит, успешно вести бизнес в такой ситуации способны только крупные компании, располагающие значительными финансовыми, инжиниринговыми и производственными ресурсами. Поэтому актуальнейшая задача отечественных изготовителей автокомпонентов – в той или иной форме объединить усилия с этими транснациональными производителями и начать развиваться, опираясь уже на их поддержку.

Несмотря на все существующие проблемы, часть отечественных предприятий, относящихся к автокомпонентной отрасли, все же находит пути для вывода на рынок инновационных продуктов. Например, главный конструктор ООО «КОМ-Проект» Владислав Тумреев поделился с собравшимися успехами в деле разработки и производства нового поколения раздаточных коробок и коробок передач; директор по развитию ООО «Силовые агрегаты – Группа ГАЗ» Валентин Фомин рассказал о завершающейся в Ярославле подготовке к серийному производству газовых двигателей; генеральный директор ООО «Автотор Холдинг» Александр Сорокин обрисовал перспективы создания новых автокомпонентных производств в Калининградской области; директор по маркетингу и развитию ООО «Рефмашпром» Юрий Ардабацкий без преувеличения удивил присутствующих внедренной на его предприятии принципиально новой технологией изготовления передовых по конструкции подшипников.

Сегодня НАМИ готовит обновленную стратегию развития российского автомобилестроения. И очень важно, чтобы в ней как можно больше внимания уделялось поддержке отечественной компонентной отрасли. Ведь с приходом в страну зарубежных автопроизводителей у нас, по словам Александра Ковригина, было создано порядка 44 тыс. новых рабочих мест, а угасание и банкротство российских производителей автокомпонентов, напрямую связанное с ориентацией производителей иномарок на импорт комплектующих, оставило без работы, без преувеличения, миллионы! То есть, получив несколько работающих преимущественно по отверточной технологии автозаводов, страна, по сути, потеряла национальную автомобильную промышленность, которая попросту не может полноценно существовать без собственного компонентного производства. Нужны комплексные меры, чтобы эти ошибки исправлять.

Для этого, по мнению участников Форума, необходимо сделать следующее:

1. Изменить формулы расчета комплектующих при передаче на головной завод. Для правильного расчета процентов локализации в конечное изделие должны включаться только те компоненты, которые произведены на территории Российской Федерации. Однако, в настоящее время отверточная сборка зарубежных компонентов, производимая в России, выглядит как полностью собранные компоненты со 100% производством в Российской Федерации. При таком подходе фактические показатели по локализации на головных заводах упадут на десятки процентов.

2. Провести анализ действующих компонентных заводов с целью определения их конкурентоспособности, и дать заключение по тем параметрам, по которым они не соответствуют своим зарубежным партнерам.

3. Решить вопрос по кредитной политике. Кредит должен быть не более 5-6% сроком не менее двух или трёх лет. Этот вопрос сегодня очень актуален, так как любое комплектующее изделие, поставленное заново на производство, может окупиться только через 3 года.

4. Ввести практику освобождения от налога на прибыль сроком на 5 лет некоторые технологически сложные производства. Это позволит данным предприятиям «встать на ноги» и создать в регионах РФ новые высокотехнологичные рабочие места.

5. Привести в соответствие условия «промышленной сборки» на территории всех государств – членов Таможенного союза.

6. Обеспечить более прозрачную перспективу развития сборочных заводов. Это необходимо для создания условий производства высококачественных комплектующих. Головным предприятиям необходимо оказывать протекцию по выводу комплектующих, произведенных ими в России, на международный рынок. Как показывает практика, производство и реализация автомобильных компонентов только внутри России не всегда является экономически выгодной, особенно для высокотехнологичных комплектующих изделий.

7. Одним из важнейших вопросов является качество и состав материалов, из которых можно изготовить конкурентоспособное комплектующее изделие. Это: металл, электроника (которой сейчас практически нет), пластмасса, резина, различный сортамент труб и т.п. Все это должно быть увязано с ГОСТами и Техническими регламентами Европейского Союза.

8. Стратегию развития отрасли необходимо строить не до 2030 или 2040 года, а по отдельным годам, начиная с 2014 года. Для организации и контроля исполнения работ по годовым планам развития автопрома должны быть назначены ответственные чиновники от Министерства промышленности и торговли РФ в ранге как минимум заместителя Министра. В регионах РФ вопросами организации и курирования развития предприятий автомобильной отрасли должны конкретные чиновники в ранге заместителя Губернатора. Это позволит организовать реальное импортное замещение автомобильных компонентов, создать не менее 4-5 млн. высокотехнологичных рабочих мест. В таком случае, можно планировать, что в этой работе будут задействованы и научно-исследовательские институты, отечественные конструкторские бюро, в ином ключе будет работать профсоюз и другие структуры автомобильного производства. Только тогда, когда мы поймем, что главное в автопроме это производство, а не перепродажа, мы добьемся реальных успехов не к 2020 году, а намного раньше, и будем уверены, что идем в правильном направлении.

Мероприятия
21-24 августа 2017
MIMS Automechanika Moscow 2017

(Москва, ЦВК «Экспоцентр»)
Copyright © 2017 ОАО "АСМ-холдинг"   Индекс цитирования     Рейтинг@Mail.ru