Аналитическая и консалтинговая компания ОАО "АСМ-холдинг"
         
РусскийEnglish
 
 

Результаты работы конференции

В конце декабря ОАО «АСМ-холдинг» при участии Министерства транспорта России, а также Группы изданий «Макс Медиа» провел 21 Международную автомобильную конференцию «Автопром – 2012», на которой были подведены предварительные итоги работы автомобильной промышленности в ушедшем году и обсуждены наиболее значимые проблемы, с которыми столкнулась отрасль.

В начале – о цифрах. К удивлению многих отраслевых экспертов, в прошедшем году российский автомобильный рынок вырос значительно сильнее, чем можно было ожидать: Европа идет вниз, Америка невнятно стагнирует, а российские покупатели легковых машин по итогам 11 месяцев 2012 года обеспечили рост их продаж в 12% (в денежном выражении – все 20%)! Озвучивший на конференции вышеприведенные данные руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли «ПрайсвотерхаусКуперс Раша Б.В.» Стенли Рут объяснил подобный феномен как более удачной, чем в Европе, экономической ситуацией в нашей стране (государственный долг России в несколько раз ниже, чем у европейских стран), так и впечатляющей эффективностью автомобильных цепочек поставок, которые за последние десять лет были созданы буквально с нуля, открыв широкому кругу граждан доступ ко всемирно известным автомобильным маркам.

Интересно, что наибольший прирост (+26%) показали иномарки российского производства – по итогам 11 месяцев 2012 года их продажи достигли 1,1 млн. ед., а вот традиционные российские автопроизводители откатились назад (-7%) – за указанный период они сумели реализовать около 0,53 млн. легковушек. Судя по всему, данная тенденция в ближайшее время только окрепнет – на конференции выступил президент компании «Автотор Холдинг» Валерий Драганов, который рассказал о комплексном инвестиционном проекте создания в Особой экономической зоне Калининградской области кластера полнопрофильных производств общей годовой мощностью свыше 250 000 автомобилей. Естественно, иностранных марок, выпуск которых будет осуществляться на основе совместных предприятий. С целью его локализации в рамках проекта планируется запустить не менее 15 заводов для изготовления комплектующих. Первая очередь кластера (годовая мощность 150 000 автомобилей) должна вступить в строй в 2016 году, а вторая – четырьмя годами позже. Интересно, что не менее 20% от производимый машин планируется поставлять на экспорт.

А как обстоят дела на рынке коммерческого автотранспорта? По данным, прозвучавшим в докладе председателя конференции, заместителя генерального директора ОАО «АСМ-холдинг» Александра Ковригина, за 10 первых месяцев 2012 года этот рынок вырос почти на 15%. И это еще не предел: например, в Японии, которая меньше нашей страны по населению и, особенно, по территории, за тот же период продано в два раза больше грузовиков и автобусов! Правда, растущий рынок еще не означает роста производства: в России по итогам 2012 года изготовлено порядка 207 тыс. грузовиков,– что всего лишь на 1,6% больше, чем в 2011-м! Результат не впечатляет, хотя заводам есть куда расти: к примеру, в 2007 году ими было сделано более 290 тыс. грузовиков. Но подобные цифры сегодня выглядят призрачно: прогноз АСМ-Холдинга на наступивший год – прибавка всего в 1,3%: производство грузовиков в стране едва перевалит за 210 тыс. При этом доля отечественных марок будет сокращаться, а зарубежных – расти.

Картину на рынке лизинга коммерческого транспорта собравшимся нарисовал заместитель директора по развитию ООО «КАМАЗ-Лизинг-Сервис» Александр Узянов. По его словам, в целом на рынке наблюдается падение суммы сделок, аналогичное падению в предкризисный 2008 год. Судя по тому, что КАМАЗ как минимум до марта собирается работать четыре дня в неделю, новый экономический кризис уже на пороге. Впрочем, многие из собравшихся на конференцию не были столь пессимистичны, уповая на пусть небольшой, но рост всех сегментов автомобильного рынка.

Автобусный рынок не отстал от рынка грузовиков: по предварительным данным в 2012 году его рост составил 11,4%: в стране удалось реализовать более 67 тыс. автобусов всех типов и классов. При этом отечественные производители автобусной техники выступили более удачно в сравнении с производители грузовиков, добившись прироста 17,7% и изготовив около 55,2 тыс. автобусов (из них около 30 тыс. – микроавтобусы).

Итоговые результаты отечественных автопредприятий могли бы быть выше, если бы не машины-фальсификаты. Как рассказал исполнительный директор НП «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин, 2012 год прошел под знаком противодействия ввозу фальсифицированной автотехники из Китая, то есть техники, которая поставлялась в страну по незаконно оформленным документам будучи несоответствующей требованиям российского технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». Вместе с китайскими грузовиками, ввезенными по заниженным таможенным пошлинам через Казахстан, о чем собравшихся проинформировал директор департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ Андрей Кушниренко, эти автомобили «откусили» значительную часть производственных программ (около 20%) отечественных производителей, и прежде всего КАМАЗа.

Об динамике производства и обновления автобусного транспорта в России рассказал директор по маркетингу ООО «Русские автобусы – Группа ГАЗ» Максим Каров. Согласно продемонстрированным им диаграммам, продажи автобусов на российском автобусном рынке (без учета микроавтобусов) рухнув с 33 049 ед. в предкизисном 2007 году до 11 950 ед. в 2009-м, уже в 2011-м , достигли 18 282 ед. сделав 33-процентный рывок. Но в 2012 году, когда эффект «низкого старта» закончил оказывать свое влияние, рост хотя и продолжился, но составил всего 3%. Причем положительная динамика была достигнута только благодаря импорту – российские производители, за исключением чуть подросшей Группы ГАЗ, сократили выпуск на 29%. Помочь оживить отечественную автобусную отрасль могла бы правительственная программа вывода из эксплуатации автобусов, прослуживших более 25 лет и замены их новыми автобусами российского производства. За пять лет действия подобной программы поставки автобусов могли бы вырасти на дополнительные 7000 ед.

На конференции была затронута и проблематика развития транспорта на альтернативных видах топлива. Об английском опыте в этой сфере рассказала Светлана Буканова, старший советник по торговле и инвестициям Отдела инжиниринга Посольства Великобритании в России. А о становлении российской программы экологически чистого транспорта и разработке в ее рамках технологической платформы собравшихся ввел в курс дела начальник управления координации Технологической платформы «Зеленый автомобиль» ФГУП НАМИ Дмитрий Пронин. Впрочем, на итоги работы автопрома нашей страны подобные автомобили пока никакого влияния не оказывают, все еще оставаясь проектами завтрашнего дня.

Мероприятия
21-24 августа 2017
MIMS Automechanika Moscow 2017

(Москва, ЦВК «Экспоцентр»)
Copyright © 2017 ОАО "АСМ-холдинг"   Индекс цитирования     Рейтинг@Mail.ru