Аналитическая и консалтинговая компания ОАО "АСМ-холдинг"
         
РусскийEnglish
 
 

Результаты работы конференции

ОАО «АСМ-холдинг» при участии Министерства транспорта России и Группы изданий «Макс Медиа» провел Третью международную конференцию «Автобусостроение – 2012» по теме «Рынок автобусов и перспективы развития производства пассажирского транспорта в России».

На состоявшейся 14 ноября в «АСМ-холдинге» конференции «Автобусостроение – 2012» была дана объективная оценка потребностей российского рынка автобусной техники, проведено обсуждение необходимых условий для повышения качества и безопасности автотранспортных услуг, а также сделан подробный анализ возможных сценариев развития производства пассажирского транспорта в России на среднесрочную перспективу.

В конференции приняли участие представители Министерства экономического развития, Министерства промышленности и торговли, Исполнительного комитета СНГ, Союза транспортников России, Московского областного транспортного союза, ОАО «АСМ-Холдниг», ГНЦ ФГУП «НАМИ», НП «Объединение автопроизводителей России», ООО «Русские автобусы – Группа ГАЗ», ООО «Торговый дом «Богдан», ООО «БАУ-РУС Мотор Корпорэйшн», ООО «Скания-Русь», ООО «КАМАЗ-Марко», ООО «МАЗ-РУС», корпорации «РОСНАНО», ООО «ЛЛК-Интернешнл», и др.

Об итогах работы автобусостроительной отрасли собравшимся рассказал председатель конференции, заместитель генерального директора ОАО «АСМ-холдинг» Александр Сергеевич Ковригин. Оценивая производство за первые три квартала, можно с высокой долей уверенности прогнозировать, что в текущем году российские заводы произведут порядка 54 тыс. автобусов (включая 10,5 тыс. зарубежных марок) против 51,72 тыс. в 2011 году. То есть рост производства, начавшийся после кризиса 2008–2009 года, будет продолжен, хотя результаты наиболее успешного 2007 года, когда предприятиями страны было изготовлено 88,56 тыс. автобусов всех классов, достичь все же не удастся. При этом доля рынка, приходящаяся на традиционных российских производителей автобусной техники, медленно, но верно уменьшается – происходит это под давлением в первую очередь новых и подержанных импортных автобусов. Так, если в уже упоминавшемся 2007 году доля отечественных автобусов даже без учета вклада сборочных предприятий составляла 80,4%, а на импорт как новых, так и подержанных машин приходилось всего около 15,5%, то в 2012 году доля российских марок прогнозируемо уменьшится до 56,1%, а импорта вырастет примерно до 31,5%. Во многом подобная ситуация связана со снижением таможенных барьеров вследствие вступления страны в ВТО.

Как отметили в своих выступлениях многие из участников конференции, для успешного развития отечественного автобусостроения, и прежде всего – проектов, от которых напрямую зависит его дальнейшая конкурентоспособность, крайне не хватает профессионально разработанных и грамотно реализуемых государственных целевых программ. Такие программы сейчас появились, но они не определяют стратегию развития отечественного автобусостроения ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе и часто не поддержаны созданием современной законодательной базы, без чего разработка и последующее внедрение принципиально новых моделей, способных на равных конкурировать с зарубежными аналогами в ближайшие годы, крайне затруднительно.

Ряд участников конференции высказался за введение в стране на законодательном уровне предельных сроков эксплуатации автобусной техники – такая практика действует, к примеру, в европейских странах. Вывод из эксплуатации давно выработавших свой ресурс автобусов положительным образом отразилось бы на решении сразу нескольких актуальных для страны проблем, и в первую очередь, на повышении безопасности перевозок и на стимулировании внутреннего автобусного производства. Участники конференции поддержали принятые решения об обязательном внедрении на пассажирском транспорте специального оборудования для контроля за режимами труда и отдыха водителей отечественного производства. Российским производителям автобусов было рекомендовано при проектировании электрических схем автобусов и иных транспортных средств штатно вводить в конструкцию специальные каналы для прямого подключения представленных отечественных тахографов, соответствующих всем международным требованиям.

Сохранение отечественной автобусостроительной отрасли и ее дальнейшее развитие крайне важно для страны как в экономическом, так в социальном плане: российские автобусостроители несмотря на сильную конкуренцию и отсутствие действенной поддержки со стороны госструктур сумели сохранить высокий производственный потенциал, а значит, вместе с работающими в их интересах смежными предприятиями, обеспечивают высокую занятость населения и поступление значительных налогов в казну.

Согласно данным «АСМ-холдинга» за 2011 год, среди импортируемой автотехники выручка с продажи автобусов уходит за пределы России в наименьших объемах – она оценивается всего в 485,7 млн. долларов. При этом общая выводимая из страны выручка зарубежных компаний от продажи автомобилей всех типов, а также комплектующих и запасных частей, оценивается минимум в 69,7 млрд. долларов! Эта сумма абсолютно несопоставима с пришедшими в 2011 году в страну 3,79 млрд. долларов в результате экспорта отечественной автотехники! Подобная ситуация во многом обусловлена тем, что на организованных в России иностранных сборочных заводах до сих пор крайне низок процент локализации, подавляющее большинство комплектующих поставляется на них по импорту, а деньги за их оплату уходят за рубеж. Это плохо увязывается с указанием Президента о создании в нашей стране высокотехнологичных рабочих мест: появление 42 тыс. рабочих мест на созданных зарубежными автопроизводителями в России сборочных предприятиях в итоге обернулось потерей от 5 до 6 млн. рабочих мест в собственном машиностроении, а также в смежных отраслях (главным образом за счет банкротства и закрытия большинства заводов по выпуску комплектующих) и оттоком из страны миллиардов долларов. Здесь уместно вспомнить, что Советский Союз, вопреки распространенному сейчас мнению, был не импортером, а экспортером автомобилей, причем крупнейшим: в 1987 году за рубеж отгрузили более 400 тыс. отечественных автомобилей, в том числе почти 200 тысяч – в страны с твердой валютой. То есть дело не столько в технике и технологиях, сколько в том, какую политику проводит государство в машиностроении, какой вектор развития ему задает.

Предложения по итогам конференции «Автобусостроение 2012»

По итогам конференции можно предложить следующие меры, которые стабилизируют производство автобусов как в 2013 году, так и в более отдаленной перспективе.

1. Определить на муниципальном уровне потребность в автобусах по классам, что позволит производителям сформировать долгосрочные программы производства автобусной техники и своевременно обеспечивать ею муниципалитеты.

2. Разработать, принять и начать реализовывать стратегию закупки малых, средних и больших автобусов на муниципальном уровне за бюджетные деньги.

3. Разработать, принять и начать реализовывать меры по переводу пассажирских перевозок на современные автобусы среднего и большого классов в крупных городах и на современные автобусы малого и среднего классов в городах с небольшой численность населения.

4. Разработать, принять и начать реализовывать меры по дополнительному стимулированию перехода крупных городов на автобусы с газовыми и гибридными силовыми установками.

5. Принять решение об ограничении продолжительности эксплуатации автобусов, занятых в регулярных автобусных перевозках. Для микроавтобусов и автобусов малого класса эту продолжительность целесообразно ограничить сроком 7-9 лет, а для автобусов среднего, большого и особо большого классов – сроком 12-15 лет.

6. Для реализации вышеперечисленных задач разработать комплексную государственную программу, стимулирующую обновление автобусной техники и ее производство в стране. Ответственным за выполнение этой программы целесообразно сделать Министерство регионального развития.­­

7. В целях уменьшения вывода из страны выручки зарубежных компаний от продажи автомобилей всех типов и автокомплектующих, а также увеличения экспорта отечественной автотехники, поручить губернаторам и работникам соответствующих министерств взять под личный контроль изменение динамики данных показателей в сторону увеличения экспорта отечественной автомобильной техники. Это позволит решить задачи Указа Президента о создании высокотехнологичных рабочих мест, исключить зависимость экономики страны от продажи сырьевых ресурсов, а также открыть перспективу работы выпускникам технических ВУЗов по инженерному профилю.

Мероприятия
25 октября 2017
Круглый стол (в т.ч. для представителей СМИ)
(Москва, Кузнецкий Мост, д. 21/5, подъезд №6, этаж №5, конференц-зал)
Copyright © 2017 ОАО "АСМ-холдинг"   Индекс цитирования     Рейтинг@Mail.ru